Cистема ABS: принцип работы, плюсы и минусы

Антиблокировочная система (ABS): описание, принцип работы, плюсы и минусы

Антиблокировочная система – одна из систем автомобиля, которая без особых условий автомобилисту даже не заметна. Однако данный факт отнюдь не говорит о ее малозначимости – в критической ситуации именно она нередко спасает жизни пешеходов, водителя и его пассажиров.

Что такое антиблокировочная система?

Антиблокировочная система или, как ее сокращенно называют, АБС (Antilock Brake System, ABS) – система датчиков, контролирующая угловую скорость вращения колес путем изменения давления в магистралях тормозной системы и тем самым не допускающая блокировки первых. Благодаря чему авто имеет меньший тормозной путь на дорогах с низким коэффициентом сцепления и хорошую управляемость, даже при выжатой до конца педали тормоза.

Принцип работы и общее устройство АБС.

При движении любого транспортного средства по дорожному полотну на его колеса действует сила трения покоя, то есть относительно дороги точка контакта колес является неподвижной. Эта сила гораздо мощнее силы трения скольжения. Отсюда следует вполне логичный вывод: торможение при неподвижных (скользящих) колесах менее эффективно, чем замедление вращающимися со скоростью движения авто колесами, и, кстати, более опасно, ведь автомобиль, у которого колесо (одно или несколько) находится в скольжении, малоуправляем.

Нужное же вращение колес в критических ситуациях как раз и обеспечивает АБС. Как все происходит?

Как только машина начинает движение, антиблокировочная система тормозов включается и при помощи одной из своих главных составляющих – датчиков скорости, установленных в колесных узлах, отслеживает наличие/отсутствие вращений колес. В первом случае система будет находиться в состоянии покоя и никак на данный факт не отреагирует, во втором – начнет уменьшать давление в топливной магистрали заблокированного колеса до тех пор, пока то не начнет вращение и не установит нужного сцепления с дорогой. Когда это произошло, «электронный мозг» АБС посылает команду гидравлическому блоку, состоящему из насоса и n-го количества клапанов, зафиксировать данный уровень давления, что тот и делает до тех пор, пока вновь не возникнет необходимость корректировки скорости вращения покрышек. И так может повторяться много раз.

Резюмируя можно сказать, что суть всей работы ABS сводится к циклу «торможение-анализ-растормаживание».

Как уже отмечалось ранее, всю главную работу в АБС тормозов, выполняют насос и клапана, непосредственно воздействующие на давление в топливных магистралях. Эти клапана могут контролироваться отдельно, а могут группами. И в зависимости от того, как именно это происходит и где расположены датчики скорости, выделяют 3 основных вида антиблокировочных систем.

1 вид – 4-канальная с 4 датчиками движения.

На сегодняшний день является самой эффективной: каждое из колес имеет свой клапан и датчик движения, позволяющие системе контролировать и управлять ими в отдельности.

2 вид – 3-канальная с 3 датчиками.

Наиболее характерен для пикапов и небольших грузовиков. Здесь передние колеса, как и в предыдущем варианте, каждое имеет сой датчик и клапан давления, а вот в отношении задней оси они едины. Следовательно, передние колеса отслеживаются и настраиваются в случае чего по отдельности, задние – в паре.

3 вид – 1-канальная с 1 датчиком.

Также наиболее часто встречается на пикапах и небольших грузовиках. Только в отличие от предыдущего вида, вообще не имеет датчиков/клапанов на передних колесах, есть только один на заднем мосте.

  1. Гарантирует водителю более эффективное торможение – автомобиль останавливается на 15 процентов быстрее.
  2. Уменьшает износ покрышек – в среднем, на 7 процентов.
  1. Не для всех покрытий антиблокировочная система тормозов одинаково полезна, к примеру, в снегу, на рыхлом грунте, сухом асфальте/ бетоне, она, скорее, больше мешает, чем помогает, увеличивая своим присутствием тормозной путь.
  2. Опасная разблокировка колем при подъеме авто в гору.

Возможные неполадки, особенности эксплуатации.

Antilock Brake System – одна из немногих систем автомобиля, которая ломается крайне редко. Если такое и происходит, то в большинстве своем обуславливается некоторыми упущениями со стороны автовладельца.

Что это могут быть за упущения?

  1. Наличие значительных колебаний или падение напряжения бортовой сети авто, поэтому не забывайте регулярно контролировать исправность, генератора, проводки, клемм и всего электрического оборудования.
  2. Неправильная замена тормозной жидкости в системе: на машинах с ABS такая замена, как правило, имеет некоторую свою специфику. Отсюда вывод: если не уверены в своих силах или недостаточно осведомлены – не лезьте, куда не следует, доверьте всю работу профессионалам.
  3. Слишком большой люфт в подшипниках ступицы – может провоцировать выход из строя колесных датчиков, входящих в состав антиблокировочной системы. Будьте внимательны к каждому узлу своего авто, особенно к колесам.

Плюсы и минусы антиблокировочной системы тормозов ABS

Автомобильная промышленность находится в постоянном развитии. И чем дальше это развитие шло, тем производители серьезнее задумывались о безопасности. Ведь автомобиль совершенствовался не только в плане комфорта, но и в отношении динамических характеристик. Перечисление всех систем безопасности современных авто займет много времени. Но сегодня мы рассмотрим только одну из них – антиблокировочную систему.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Предназначение ABS заключается в предупреждении блокировки колес при торможении автомобиля. Благодаря этой системе уменьшается тормозной путь и исключается его неконтролируемое скольжение. Впервые ABS стали устанавливать на автомобили еще в 80-е годы. Сегодня же ABS заняла место неотъемлемой составляющей тормозной системы.

p, blockquote 3,0,1,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Любая система ABS включает 3 основные части. Первая – это специальные датчики всех колес автомобиля. Вторая – гидравлический блок. Третья – управляющий электронный блок.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Принцип работы системы приблизительно можно описать так: как только хотя бы одно колесо автомобиля начинает скользить, срабатывает соответствующий датчик, на основании которого блок электронного управления передает сигнал на гидравлический блок, в свою очередь, уменьшающий подачу в цилиндр тормозной жидкости. В итоге колеса не блокируются полностью и всегда гарантируют эффективное торможение.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Получается, что это очень эффективная мера безопасности и абсолютно любой водитель может за рулем чувствовать себя уверенно. Однако, в действительности это не совсем так.

p, blockquote 7,1,0,0,0 —>

Многие водители, управляя автомобилем с ABS, теряют концентрацию из-за ощущения некой иллюзии полнейшей безопасности. Например, водитель автомобиля неправильно оценивает тормозной путь своего транспортного средства.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Конечно, система ABS дает отличные результаты на скользкой дороге. Но в то же время на сухой и гладкой дороге тормозной путь уменьшается ненамного. Поэтому нельзя ни в коем случае переоценивать тормозные возможности своего автомобиля, даже если он оборудован самыми современными системами.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

К слову, у автомобилей с системой ABS есть еще несколько особенностей. Одна из них связана с её ремонтом и эксплуатацией. Так, даже банальную замену тормозной жидкости на автомобилях оборудованных ABS нельзя назвать простой. Да и замена тормозных колодок требует немного другого подхода.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Еще одним уязвимым системы являются датчики, которые подвержены загрязнениям, а также напряжение в сети автомобиля. Поэтому если без видимых на то причин загорелась аварийная лампочка ABS, то, перво-наперво, следует проверить напряжение самого аккумулятора. Да и на сами контакты внимание обратить не помешает.

p, blockquote 11,0,0,1,0 —>

Возможно, что даже один из них просто-напросто оголился или отошел. Но пытаться решить всё самостоятельно без необходимых навыков, пожалуй, не будет самым лучшим решением. Следовательно, без визита в автосервис в таком случае просто не обойтись.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Но все описанные выше недостатки вряд ли можно назвать значительными. В особенности при сопоставлении с тем уровнем безопасности, который предоставляет система ABS. Данная система на современных автомобилях крайне редко выходит из строя и работает практически без сбоев. Да и если выходит, то в большей степени по вине самих автовладельцев, которые пренебрегают простейшими правилами эксплуатации.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Следовательно, антиблокировочная система тормозов ABS — это крайне полезная и практически необходимая вещь, которая действительно делает езду на автомобиле намного безопаснее.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —> p, blockquote 15,0,0,0,1 —>

Может заинтересовать:

Сегодня без ABS трудно представить современный автомобиль. А о том, что она может выйти из строя я раньше и не задумывался. Настолько был уверен в ее совершенстве. Теперь буду относится к ней с большим вниманием.

Электроника электроникой, а бдительность и внимательность еще никому не мешала. Особенно если приходится пересаживаться с автомобиля без ABS на автомобиль с ABS и обратно.

Действительно, ABS дает сильное ощущение безопасности на скользкой дороге: не знаю, как на других авто, но моя Мазда 3 даже сигнал специфический издает, если происходит сработка ABS, после которого автоматически начинаю ехать осторожнее

Ролик, представленный в статье необходимо удалить. Будучи некомпетентными профанами, они уверяют зрителей в том, что ABS виновна в том, что блондинка «сбила» пешехода. На самом деле тут полная вина блондинки начавшей торможение гораздо позже, чем это нужно было сделать. Слова о том, что ABS отследив блокировку, подскочившего на неровности дороги колеса сбрасывает давление во всей системе, полная ересь. Работа ABS в том и заключается, чтоб все колеса продолжали максимально эффективное торможение, которое возможно только на грани блокировки колеса. Система следит за блокировкой всех колес, как только система отслеживает блокировку одного или нескольких колес система начинает с большой частотой сбрасывать и снова подымать до равного с системным давление в тормозном цилиндре тех(того) колес(а) которое сорвалось в юз, тем самым пытается вернуть колесо(а) к эффективному торможению (это процесс, выглядящий как ритмичная вибрация тормозной педали под ногой, мы ощущаем при срабатывании ABS).
«Эффект плуга», такая же ересь. Те несколько килограмм снега ни как не повлияют на процесс торможения по той причине, что им противостоит масса автомобиля, помноженная на его скорость, а это больше чем в 1000 раз большее число. Хотя нет, повлияет, торможение это всегда температура, а следовательно, тающий снег превращается в антифрикционную прослойку между колесом и дорогой. К тому же, если колеса автомобиля оснащенного ABS окажутся в равных условиях, то есть одинаковый, минимальный, коэффициент трения (к примеру, ледяное поле, припорошенное свежим снегом) они так же заблокируются, как и на автомобиле без ABS, и так же будут нагребать снег, вот только он не поможет в торможении.
ABS не является системой автоматического торможения, её задача, сделать торможение максимально эффективным и безопасным.
Своевременное торможение это полная ответственность водителя, или же автоматических систем отвечающих за это (некоторые передовые производители автомобилей уже устанавливают такие).

Мне эта антиблокировочная система очень понравилась. Все сделано очень качественно. Особенно она помогает при езде на скользкой дороге. Хотя и самому нужно быть бдительным.

По-моему, сейчас уже на любой автомобиле, в том числе и на вазовском, есть ABS. С ней гораздо удобнее, чем без нее, все-таки инстинктивно при возникновении опасности нога до упора вдавливается в тормоз.

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

АБС — плюсы и минусы антиблокировочной системы

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось?

Не понравилось?

Текст видео

Покупай дешевле через Летишопс http://bit.ly/2LDvdsl и получай кэшбек с Алиэкспресс и с других интернет магазинов.
—————————
Стоит ли полностью полагаться на ABS? Почему АБС не поможет во всех ситуациях? Антиблокировочная система имеет и плюсы и минусы. Что нужно знать каждому водителю?

0:08 А чем Вам не нравится ABS?
0:29 Водитель не правильно оценил дорожную ситуацию
0:37 Эффективность антиблокировочной системы
0:56 Плюс антиблокировочной системы
01:11 АБС помогает в некоторых случаях уменьшает тормозной путь
01:41 Минусы АБС
02:07 АБС хороша на скользкой и ровной дороге
02:41 Колеса подпрыгивают на неровностях дороги
03:08 В конце дотормаживайте сами
03:26 ABS зимой
03:37 Тормозной путь больше обычного
04:03 Некорректная работа АБС
04:34 АБС полезна с учетом вышесказанного
05:08 ABS не всегда может сделать тормозной путь наиболее коротким

Эффективность АБС и тормозной путь зависит от погодных условий, дорожного покрытия, качества шин, конструкции подвески, скорости, массы автомобиля и его технического состояния.

Не смотря на плюсы АБС у этой системы есть и минусы. Плюс антиблокировочной системы в том, что при торможении колеса автомобиля не блокируются, машина слушается поворотов руля, тем самым предоставляя шанс водителю избежать ДТП.

Антиблокировочная система будет полезна неподготовленным водителям, новичкам за рулем. В некоторых случаях АБС действительно уменьшает тормозной путь.

Когда установлена система АБС в машине, водитель должен чувствовать себя на дороге более уверенно. Поэтому многие водители надеются на нее и теряют осторожность.

Система АБС хороша на скользкой и ровной дороге. В этом случае, тормозной путь действительно будет меньше. На неровной дороге где выбоины, наплывы, брусчатка, каменистое и щебеночное покрытие, то тут эффективность системы АБС на авто снижается.

Гребенка на светофоре, наледь зимой, снег на дороге — также увеличивают тормозной путь машины. Колеса машины подпрыгивают на неровностях дороги, ABS автомобиля некорректно срабатывает и тормозной путь автомобиля увеличивается.

И если Вы попали в такую ситуацию на дороге, не надейтесь на антиблокировочную систему (ABS). Отпускайте педаль тормоза и заново нажав дотормаживайте. В таком случае, тормозная система АБС лучше будет срабатывать в конце торможения.

ABS зимой также не всегда будет корректно работать. Любые неровности на дороге снижают эффективность торможения и увеличивают тормозной путь машины.
ABS система хорошая и нужная вещь, ей стоит пользоваться но с учетом нюансов озвученных на видео.

Плейлисты:
Советы и лайфхаки для автомобиля — https://goo.gl/bh8nNU
Мифы, ошибки и заблуждения — https://goo.gl/qqxbZ3
Вождение автомобиля — https://goo.gl/hoLRri

Подписывайтесь на канал Autoee и будьте грамотным водителем.

VictorRuiz › Блог › ABS плюсы и минусы системы.

Bosch зарегистрировал первый патент на ABS в 1936 году.Но только после 14 лет развития система ABS созрела для серийного производства.

Сегодня большая часть современных автомобилей оборудуется системой ABS. ABS – это антиблокировочная система автомобиля. Система позволяет поддерживать управляемость автомобиля при экстренном торможении, производя прерывистые срабатывания тормоза с большой частотой. Устройство современного автомобиля постоянно совершенствуется, появляются все новые электронные системы, но для повышения безопасности дорожного движения водитель должен уметь их эффективно использовать. К сожалению, антиблокировочная система не всегда совершенна и безупречна (особенно на автомобилях ранних годов выпуска). Если Ваш автомобиль оборудован ABS, то следует понимать, что расстояние с начала торможения до полной остановки авто при определенных обстоятельствах может быть большим, чем на транспортном средстве без антиблокировочной системы.

Программа, управляющая ABS, контролирует и анализирует тормозные импульсы колес автомобиля, система уравновешивает колеса при блокировке одного из них. Безусловно, такая опция очень полезна, но часто на скользких участках зимой ABS не понимает, как ей действовать. Следствием несовершенства алгоритма работы ABS является большая длинна тормозного пути. Меньше этим недугом страдают ABS последних годов выпуска. Чтобы научиться правильно пользоваться системой ABS на Вашем автомобиле не лишним будет покататься на нем на огороженных специальных площадках, покрытых льдом. Педаль тормоза на таких авто следует выдавливать полностью. На машинах с МКПП, естественно также следует выжимать сцепление. Система ABS будет производить импульсное торможение, при этом колеса не будут заблокированы. Покатавшись и опробовав работу системы, Вы сможете понять и изучить поведение Вашего автомобиля при торможении в экстренной ситуации зимой.

Водители, имеющие большой опыт и стаж вождения и не пользовавшиеся ранее ABS, могут использовать приемы вождения не эффективные при применении данной системы. Многие профессиональные водители выработали для себя привычку прерывистого нажатия на тормоз, которая имитирует работу ABS. Следует понимать, что такая привычка на автомобилях с ABS может увеличит тормозной путь во много раз. Поэтому еще раз обратим ваше внимание на то, что следует опробовать и привыкнуть к работе системы ABS на скользких покрытиях, а так же выработать привычку выдавливать педаль до конца. Даже самый опытный профессиональный автогонщик способен произвести серию не более чем из 8 импульсов, электронная система же выполняет порядка 12 импульсов за секунду! На ровных поверхностях с однородным покрытием электроника существенно сокращает тормозной путь. Однако на покрытиях смешанных, например, со снежными заносами все не так однозначно.

ABS безусловно прогрессивная система, идущая в ногу со временем. Плюсами экстренного торможения с применением антиблокировочной системы является следующее:

— уменьшение тормозного пути (в большинстве случаев),

— автомобиль остается управляемым даже при экстренном торможении, легче избежать ДТП,

— автомобиль не срывается в занос при повороте с торможением,

— от водителя требуется меньше навыков.

Как и любая электронная система ABS не лишена недостатков, многим владельцам таких автомобилей будет полезно знать, и учитывать следующие моменты:

На дороге с неровным покрытием (грунтовка, асфальт с выбоинами и т.д.) эффективность антиблокировочной системы существенно падает. Тормозной путь транспортного средства значительно увеличивается. Это следствие того, что ABS подтормаживает подпрыгнувшее на кочке колесо. При соприкосновении с поверхностью дороги сила торможения такого колеса уже не оптимальна. Единственным путем разрешения такой ситуации является соблюдение безопасной дистанции и снижение скорости на данном участке дороги.

Дорога с покрытием, обладающим различными сцепными свойствами (асфальт с участками снега и льда) приводит к падению эффективности антиблокировочной системы. ABS не успевает подобрать оптимальные тормозные усилия для данного короткого участка. Способ решения проблемы такой же, как и в предыдущем случае: снижаем скорость, увеличиваем дистанцию.

— На низких скоростях (4-5 километров в час), например, перед полной остановкой, ABS отключается. Поэтому, при крутом спуске с горы, особенно зимой, нельзя применять торможение «в пол». Так как вы двигаетесь медленно, торможение «в пол» приведет к такой же ситуации, как и на автомобиле без ABS.

При движении по дороге с рыхлым или сыпучим покрытием тормозной путь при применении антипробуксовочной системы значительно увеличивается. Это также необходимо учитывать водителю.

avtoexperts.ru

Довольно долгое время активной безопасности автомобиля уделялось не так много внимания, как следовало бы: человеческий гений был в основном направлен на то, чтобы сделать машину более быстрой и, одновременно, комфортной для водителя и пассажиров. Если какие-то разработки в направлении улучшения безопасности авто и велись, то немногие из предложенных инженерами и конструкторами новаций применялись на серийных автомобилях. Главный недостаток систем активной безопасности заключался в их несовершенстве. Когда же человечество вступило в век электроники, многие из предложенных ранее средств были доработаны и наконец установлении на автомобили. Одной из таких систем стала антиблокировочная система торможения – ABS, которой сегодня оснащается каждый выпускаемый для стран Евросоюза автомобиль. Об этой системе и пойдет речь в сегодняшнем материале.

Полвека на признание

Первые прототипы механизмов, которые помогали избежать блокирования колес при торможении, появились в 1920-х годах. И устанавливались эти системы на шасси самолетов. На автомобили такие системы тоже пробовали ставить, но они были крайне неэффективны из-за громоздкого устройства самих тормозных механизмов. Даже после того, как обычные тросовые тормоза начали вытеснять более совершенные гидравлические, с вакуумным усилителем (это произошло в середине ХХ века), проблема все равно не была решена. Дело в том, что на обработку информации о торможении требовались доли секунд, а необходимых устройств для обработки этой информации на тот момент еще не существовало в природе. Ситуация изменилась, когда в промышленности, в том числе и автомобильной, началось массовое использование электроники. Именно применение электронных датчиков, при помощи которых считывалась информация о торможении, и блоков управления, в которых шла обработка полученных от датчиков сведений, позволило автопроизводителям усовершенствовать антиблокировочные системы торможения и устанавливать их на машины серийно.

Впервые это произошло в 1978 году, а пионером стала немецкая компания Mercedes-Benz, которая одной из первых в мире применяла различные инновационные системы в производстве серийных автомобилей.

Поначалу антиблокировочные системы устанавливались только в качестве опции на модель S-Class. Но после того, как в эффективности ABS убедились и другие производители, эта система стала появляться и на автомобилях иных брендов.

Принцип действия ABS

Предназначение антиблокировочной системы торможения заключается в разблокировке колес при экстренном торможении. В автомобиле без ABS при торможении колеса блокируются, что может привести к заносу, при этом водитель фактически теряет контроль над управляемостью машиной.

Авто с ABS в той же ситуации ведет себя по-другому: система разблокирует тормоза, позволяя колесам вращаться, а водителю – не терять контроль над управлением машиной. Например, при торможении на обледенелом участке дороги автомобиль не уйдет в юз, и водитель сможет увести его в сторону от препятствия, избежав, таким образом, столкновения.

Из чего состоит антиблокировочная система торможения

ABS представляет собой своеобразный комплекс, состоящий из трех компонентов. Первый – датчики скорости. Они устанавливаются на ступицах колес и постоянно анализируют, с какой скоростью вращается каждое колесо. Второй – управляющие клапаны. Эти клапаны монтируются в магистралях тормозной системы, их функция – регулировать давление при срабатывании системы ABS. Третий – электронный блок управления, куда, собственно, и поступает информация с датчиков скорости. Тут эта информация анализируется, обрабатывается, и в случае надобности, ЭБУ отправляет сигнал в тормозную магистраль на управляющие клапаны. Эти клапаны, открываясь и закрываясь, регулируют давление в тормозной системе, и не дают тормозам заблокировать колеса до тех пор, пока максимальная расчетная скорость торможения (для каждой модели она уникальна и рассчитывается еще на конвейере) не совпадет по параметрам с заданной скоростью торможения. Тогда ABS перестает функционировать и происходит торможение.

Сегодня ABS различают по количеству каналов: одноканальные (когда тормозное усилие ограничивается во всей тормозной системе), двухканальная (когда тормозное усилие ограничивается только по правым или левым колесам) и многоканальная (когда тормозное усилие ограничивается на каждом отдельном колесе).

Достоинства и недостатки ABS

Антиблокировочная система торможения стала эффективным средством активной безопасности, которая помогла сберечь не одну человеческую жизнь. В этом ее главное достоинство. К плюсам можно отнести возможность одновременного торможения и маневрирования, эффективного и безопасного торможения при входе в поворот и выходе из него. Минусы у этой системы тоже есть. Например, при срабатывании ABS происходит незначительное увеличение тормозного пути, а также не система не функционирует на скорости до 10 км/час.

Уже сегодня антиблокировочная система торможения эволюционирует, превращаясь в сложный комплекс систем активной безопасности, включающей, помимо ABS, такие системы как система распределения тормозных усилий, система помощи при экстренном торможении, система курсовой устойчивости, противопробуксовочная система.

ABS плюсы и минусы

Главной целью системы ABS (англ. Anti-lock braking system — антиблокировочная система торможения) не допустить скольжения колес автомобиля при торможении.

При торможении колеса машины должны катиться, это позволит сделать торможение эффективным. Благодаря системе АБС колеса получают достаточное для эффективного торможения сцепление с дорожным покрытием. В случае, когда колеса уходят «на юз» возникает скольжение, при котором сцепление резко снижается, результат — увеличенный тормозной путь.

Антиблокировочная система не допускает блокировки колес при торможении, кроме того у водителя появляется возможность изменить траекторию движения автомобиля во время его торможения, не теряя при этом управления над ТС, что само собой повышает безопасность людей сидящих в авто, оснащенных такой системой.

Появление первых АБС-механизмов, способных предотвращать блокировку колес во время торможения, состоялось еще в двадцатых годах прошлого столетия. Однако похвастаться компактностью эти системы не могли, напротив они были довольно громоздкими, и не могли обеспечить необходимый уровень быстродействия. Однако благодаря технологическому прогрессу и тотальной компьютеризации, современные ABS отличаются малогабаритностью и компактностью. На серийные авто ABS начали устанавливать в начале восьмидесятых годов двадцатого века. На сегодняшний день некоторые страны строго запрещают выпуск автомобилей без АБС.

Из чего состоит система ABS?

1. Датчики угловой скорости вращения колес;

2. Гидравлический блок;

3. Электронный блок управления.

Принцип работы антиблокировочной системы тормозов заключается в следующем.

После нажатия водителем на педаль тормоза автомобиля, датчики угловой скорости вращения колес посылают информацию в ЭБУ (электронный блок управления). В случае если величина сигналов от одного из датчиков изменяется, ЭБУ автоматически воспринимает это, как блокировку колеса. После этого он дает соответствующую команду на гидравлический блок. Следующими в работу вступают соответствующие клапаны, которые уменьшают тормозное усилие на колесе, соответственно блокировка колес прекращается. Антиблокировочная система тормозов имеет циклический принцип работы, давление в тормозных контурах постоянно изменяется, предотвращая блокировку. Про то, что АБС включилась в работу, можно определить по характерной легкой вибрации педали тормоза. Благодаря этой системе торможение происходит намного эффективнее. Доказано, что на скользкой поверхности, благодаря ABS тормозной путь сокращается на 15%. Немаловажным является тот аргумент, что антиблокировочная система позволяет добиться существенной экономии покрышек (примерноо 5-7%), который достигается путем плавного торможения и отсутствия «юза».

Теперь несколько слов об «обратной стороне луны»

Однако при всех этих достоинствах считать АБС панацеей от всех бед было бы неправильно. Более того, статистика и вовсе говорит о неутешительных данных. Согласно данным проведенных исследований — с появлением ABS число аварий наоборот увеличилось. Специалисты утверждают, что виной всему психология самого человека, автомобиль которого оснащен противоблокировочной системой. Владелец автомобиля с АБС во всем полагается на «чудо-систему» и на то, что тормозной путь будет намного короче, чем обычно. Автовладельцы забывают о том, что задача АБС не позволить колесам скользить во время торможения, сохраняя при этом хорошую управляемость автомобиля. Однако есть еще много факторов, влияющих на длину тормозного пути, к примеру, таких как: дорожное покрытие, резина и скорость.

Антиблокировочная система — ABS. Преимущества и недостатки АБС.

Считается, что система АБС не способна заменить высококвалифицированного водителя, но практически необходима для новичка за рулем. В чем же состоит принцип работы АБС?

Электроника занимала важное место в течение долгого времени в разработке автомобилей. Антиблокировочная система стала одним из первых и главных устройств, способствующих улучшению активной безопасности. Однако и по сей день не затихают споры, необходим ли этот «помощник» для водителя.

Известно, что эффективный контроль над автомобилем, в том числе над его торможением, зависит от сцепления колес с дорожным полотном. При потере сцепления при торможении с блокированными колесами, растет тормозной путь, и водитель теряет контроль над управлением. При торможении на скользкой поверхности квалифицированные водители держат колеса на пределе блокирования, используя прием прерывистого торможения. Частично, «техника» работы антиблокировочной системы заимствовала опыт, который использовался людьми. Если при вращении одного из колес автомобиля, оборудованного антиблокировочной системой, появляются признаки блокировки, обороты становятся ниже предельного значения, система блока управления на основе показаний датчика оборотов посылает сигнал управления в соленоидальный распределительный клапан для завершения увеличения давления тормозной жидкости в тормозах для предупреждения полного блокирования. Для поддержания постоянного давления в тормозной системе используется специальный насос. Современная система анти блокирования не просто следит, чтобы колесо не было заблокировано, но и сравнивает обороты колес, а также регулирует тормозные усилия так, чтобы не допустить потерю курсовой устойчивости.

Оценим эффективность антиблокировочной системы на обычном для европейцев автомобиле. Имеем два покрытия: мокрый асфальт с коэффициентом сцепления 0,7 и укатанный снег — 0,14. В аварийной ситуации бывают следующие варианты действий водителя: работа только рулем без использования тормозов и использование рулевого управления в купе с подтормаживанием.

Рассмотрим обычную ситуацию: автомобиль тормозит на прямой со скорости 40 км/ч. На асфальте водитель может дозировать тормозное усилие, так что результаты не дают информации о превосходстве электроники. Но как только автомобиль попадает в снег, торможение с педалью «в пол» дает тормозной путь в 46 метров. Торможение опытного водителя на грани блокировки дает тормозной путь в 41 метр. При подключении современной АБС результат равен 37,4 метра. При торможении, начиная со скорости 60 км/ч, тормозной путь с АБС уменьшается уже на пять метров в сравнении с опытным водителем без электронного помощника.

Далее рассмотрим покрытие под названием «микст», когда под правыми колесами лед, а под левыми — асфальт. Рассматриваемый случай — на скорости 60 км/ч: с АБС тормозной путь составляет 37 м, без — 41 м. Но еще интереснее поведение автомобиля на таком покрытии. Из-за разности коэффициентов сцепления возникает разворачивающий момент, который даже опытный водитель не всегда сможет компенсировать поворотом рулевого колеса, а уж новичок — и подавно. АБС же поможет водителю.

Заход в поворот с АБС

Рассмотрим еще одну типичную ситуацию. Автомобиль заходит в поворот постоянного радиуса с мокрым асфальтом и превышением допустимой скорости. Водитель может просто отпустить газ и только за счёт работы рулем попытаться исправить ситуацию и все же войти в поворот или начать тормозить, с опасностью потерять курсовую устойчивость и вылететь с дороги. Итак, на мокром асфальте, где радиус поворота составляет 35 метров, и водитель работает только рулем, автомобиль может войти в поворот с максимальной скоростью в 67 км/ч, с подтормаживанием — 69 км/ч, а с использованием АБС — 79 км/ч. Существенно.

Теперь рассмотрим вход в поворот радиуса 50 м., но с ледяным покрытием. Без торможения максимальная скорость составит 61 км/ч, с торможением — 69 км/ч, с использованием АБС — 75 км/ч. Преимущество АБС хоть и меньше, чем на мокром асфальте, однако все так же существенны. Тогда возникает вопрос: если преимущества АБС так очевидны, то почему же любители погонять так не любят эту систему?

Дело в том, что мастер вождения при помощи педалей газа и тормоза не только разгоняется и тормозит, но и выполняет кучу других приемов пилотирования, которые обычным водителям недоступны. А электроника АБС по самой своей идее не позволяет колесам заблокироваться. А блокировка иногда выгодна. Например, в случае возникновения юза и, соответственно, разворота автомобиля поперек дороги, при бездействии водителя сцепление колес с дорогой вскоре все же восстановится, и тогда тяга потянет автомобиль в сторону. А кратковременное блокирование колес гасит интенсивность вращения, тогда как долгосрочная блокировка позволит автомобилю и дальше вращаться, возвратив, в конце концов, первоначальное направление движения.

Стоит помнить, что принципы вождения автомобиля с АБС и без нее разные.
Антиблокировочная система работает, когда превышается усилие на педали тормоза (допустимое значение на льду составляет 5-8 кгс). Следовательно, на автомобиле с АБС можно смело вжимать тормозную педаль в пол, а не слегка ее поглаживать стопой. На автомобилях с антиблокировочной системой очень чувствительные педали тормоза. Связано это с тем, что порог блокировки в таких автомобилях должен достигаться уже при малых усилиях на педали.

Что ж, подведем итоги.
Современные антиблокировочные системы предпочтительнее по сравнению даже с мастерством опытного водителя: они позволяют избежать аварийных ситуаций, правда, ограничивая варианты выхода из них. При торможении во время поворота АБС вызывают недостаточную поворачиваемость.

Что такое ABS — принцип работы

Техническое оснащение современных автомобилей настолько разнообразно, что не перестает радовать разнообразием полезных и удобных опций, и многих автомобилистов уже не удивишь наличием таких изысков, о которых раньше приходилось только мечтать.

Одной из систем, которыми комплектуются машины, оборудованные по последнему слову техники, является антиблокировочная система abs. Она достаточно давно появилась на автомобильном рынке, но все же для многих российских автолюбителей ABS по-прежнему осталась новинкой.

Принцип работы ABS

Антиблокировочная система установлена на автомобиль в качестве дополнительного оборудования, задача которого заключается в том, чтобы препятствовать блокировке колес при сильном торможении. Благодаря ABS при сильном нажатии на педаль тормоза автомобиль и на сухом асфальте, и на мокрой дороге не пойдет юзом.

И все же, что такое abs в автомобиле? Данная система представляет собой непростое электронное устройство, включающее центральный блок и датчики скорости, установленные на каждом колесе. В момент нажатия на тормоз они определяют скорость, с которой вращается каждое колесо. Затем хитрая электроника устраняет из тормозной магистрали излишки давления в специальный гидроаккумулятор.

При этом вращение колеса начинает восстанавливаться, так как разжимаются тормозные колодки. В случае если давление по-прежнему осталось достаточно большим, описанный выше процесс повторяется снова до тех пор, пока оно не придет в норму.

Назначение ABS

Антиблокировочная система по принципу своей работы имитирует действия опытного автомобилиста, который пользуется прерывистым торможением на скользкой дороге, чтобы машину не занесло. И тут возникает вопрос: зачем нужна электронная система, когда выполнять эти действия может сам водитель? Автомобилями, в которых не установлена ABS, управлять при резком торможении достаточно трудно, и во многих ситуация без нее просто невозможно обойтись.

Обратите внимание! Антиблокировочная тормозная система автоматически приводится в действие 15-20 раз в секунду, благодаря чему тормозной путь в случае экстренного торможения будет минимальным. Работать с такой скоростью человек физически не способен.

Пожалуй, главное достоинство ABS заключается в том, что водитель даже при сильном торможении может заставить автомобиль слушаться поворотов руля. Когда данное устройство отсутствует, в процессе торможения машина неуправляемо будет скользить по прямой траектории, несмотря на все старания водителя выровнять движение личного транспорта с помощью поворотов руля.

При включении ABS в салоне можно услышать негромкий треск, свидетельствующий о функционировании исполнительного блока, и ощутить несильные и частые толчки в педаль тормоза. Тем автомобилистам, которые раньше не имели дела с такой системой, понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к этому новшеству.

Антиблокировочная система автомобиля прекрасно себя зарекомендовала, но, тем не менее, не обошлось без некоторого количества недовольных автомобилистов, утверждающих, что никакая электроника не заменит опытного водителя, потому что он гораздо лучше сориентируется в сложной ситуации на дороге и предпримет правильные действия.

Обратите внимание! ABS в процесс торможения вовсе не вмешивается, а служит незаменимым помощником в предотвращении непоправимой дорожной ситуации. Благодаря антиблокировочной тормозной системе неуправляемая гора железа, в которую превращается машина при сильном торможении, начинает слушаться руля и способна совершать хоть какие-то маневры.

Задачи выполняемые ABS

Таким образом, антиблокировочная система выполняет ряд очень важных задач:

  • обеспечивает безопасность при торможении, как для самого водителя, так и для его пассажиров;
  • сокращает тормозной путь на скользком или мокром дорожном покрытии;
  • не позволяет ведущим колесам заблокироваться при резком торможении, благодаря чему остается возможность маневрирования и объезда возникшего препятствия.

Обратите внимание! В некоторых случаях применение ABS не оправдано. Так, съезжая с крутого спуска в условиях сильной заснеженности или грязевой топи, включение антиблокировочной системы может привести к печальным последствиям. Из-за земного притяжения автомобиль катится вниз, в то время как ABS не позволяет колесам заблокироваться, в связи с этим машина хоть и медленно, но все же продолжает движение вперед даже при полностью выжатой педали тормоза.

Несмотря на то, что подобные ситуации встречаются крайне редко, все современные внедорожники оснащаются дополнительными сенсорами, которые определяют степень уклона дорожной колеи. Если спуск является слишком крутым, система антиблокировки становится неактивной.

Видео про ABS

Принцип работы системы ABS наглядно показан в этом видеоматериале:

ABS что это такое, принцип работы, достоинства и недостатки

АБС или антиблокировочная система – комплекс датчиков, который препятствует блокировке колес во время экстренного торможения. Благодаря этому обеспечивается контроль над автомобилем и максимально эффективное управление им. Водитель имеет возможность маневрировать, чтобы корректировать траекторию по мере замедления транспортного средства.

Система способна заменить навыки опытного водителя, снимая лишнее давление, которое нередко оказывают новички на педаль. Она работает по принципу прерывистого торможения, обеспечивая минимальный тормозной путь. Машина же полностью подвластна человеку, поскольку колеса продолжают катиться, а не скользить прямо, как это происходит при блокировке.

Принцип работы системы

Свою работу АБС выполняет следующим образом: система специальных датчиков постоянно контролирует скорость движения машины и скорость вращения колес. Если к ним поступает сигнал о том, что колеса (или одно из них) стоит из-за блокировки, тогда система начинает действовать. Она отправляет сигнал тормозной системе, чтобы та уменьшила тормозное усилие. В результате блокировка снимается, а торможение становится намного эффективнее и безопаснее.

Можно сравнить работу системы с действием опытного водителя, который при торможении то отпускает педаль тормоза, то увеличивает давление на нее. Однако АБС работает намного эффективнее. Поскольку она анализирует ситуацию постоянно и может повторять свои действия по разблокировке с частотой, неподвластной человеку – до 15 раз ежесекундно.

Важные нюансы работы АБС

Автолюбителям-новичкам важно знать, что в некоторых условиях работа антиблокировочной системы приводит к увеличению тормозного пути. Например, к таковым относят торможение на сухом асфальте. Однако в целом это зависит от настройки конкретной АБС и ее чувствительности.

Еще при покупке новой машины с антиблокировочной системой ее владелец может заметить, что при нажатии на тормоз от педали идет легкая вибрация. Это означает, что АБС действует, так что не нужно теряться и отпускать педаль. Специалисты рекомендуют впервые испытать торможение на закрытой площадке, чтобы потом уверенно чувствовать себя на дороге.

Недостатки АБС

Как и любые другие технические новинки, антиблокировочная система не является совершенной. Одним из первых ее недостатков можно назвать более длинный тормозной путь, который фиксируют в определенных условиях.

Второй недостаток – на снегу, песке или ледяной поверхности АБС сводит на нет преимущества шипованных шин. Поскольку растормаживая колеса, система не позволяет продемонстрировать шипам свою действенность, когда они впиваются в лед.

Автолюбители делятся, что на неровном асфальтном покрытии система может проявить еще один свой недостаток. Когда водитель тормозит на ухабистой дороге, одно из колес может зависать в воздухе и блокироваться, а АБС сразу же вступает в действие. Она подает сигнал о снижении давления в тормозной системе. В результате же автомобиль немного занесет, а его тормозной путь станет длиннее.

Устройство ABS и её недостатки

ABS что это такое

Аббревиатура расшифровывается как антиблокировочная система. По сути самый простой её вариант означает электромеханическую систему, которая занимается копированием действий умелого водителя, обеспечивая достаточную эффективность тормозов на скользких дорогах.

При наличии установленной системы ABS на авто удаётся в немалой степени упростить условия жизни начинающему водителю. Однако не следует чересчур полагаться на неё, поскольку система — лишь помощник водителя в управлении авто, и не является полной заменой водителя. Поэтому необходимо знать особенности своего автомобиля, его поведение в экстренных ситуациях, на разных типах дорожного покрытия.

Устройство ABS

Предназначение блока управления и скоростных датчиков понятно из их названия, однако устройство и функционал гидравлического блока требуют специального рассмотрения.

Гидравлического блока состоит из:

  • электромагнитных клапанов впуска и выпуска;
  • насоса на электрическом двигателе для нагнетания тормозной жидкости;
  • демпфирующих камер;
  • аккумуляторов давления.

У каждого отдельного колеса есть свои два клапана — для выпуска и впуска.

С помощью встроенных скоростных датчиков происходит отслеживание периодичности вращения колёс. Контролировать этот показатель можно, используя электромагнитную индукцию.

Это обеспечивается так: во время вращения каждого колеса возле датчика происходит движение зубцов, которые находятся на роторе, вращение которого осуществляется на аналогичной частоте. Во время прохождения возле скоростного датчика на нём появляется ЭДС, которая пропорциональна частоте колёсных вращений, это позволяет оценивать состояние колеса в любой текущий момент.

Схема работы ABS

Выделяются 3 фазы срабатывания антиблокировочной системы (абс):

  • сбрасывание давления внутри рабочего цилиндра;
  • удерживание давления внутри этого же цилиндра;
  • повышение давления.

Заметим, что установка гидравлического блока на авто происходит позади основного тормозного цилиндра, а с помощью электромагнитных клапанов осуществляется управление нагнетанием жидкости внутрь цилиндра.

Работа связана с определением частоты оборотов колеса. Когда начинается процесс торможения (водитель нажимает на педаль), происходит определение частоты вращения колеса антиблокировочной системой. При прекращении вращения колеса и начале скольжения, сигнал подаётся на скоростной датчик. После чего блок управления инициирует открытие выпускного клапана. Тормозная жидкость прекращается поступление внутрь тормозного цилиндра. После начала оборотов колеса и достижения такой скорости его вращения, которая превышает заданный лимит, происходит закрытие выпускного и открытие впускного клапана благодаря ABS. Если торможение продолжается, происходит повторение всех этапов вплоть до полной остановки автомобиля.

ABS делят на 3 типа:

  • 2-канальная ABS осуществляет контроль тормозного усилия для передних колес одновременно. Этот вид антиблокировочной системы является самым простым и дешёвым, однако он мало эффективен.
  • 3-канальная ABS контролирует тормозное усилие по отдельности на передних колесах и на заднем мосту.
  • 4-канальная ABS осуществляет контроль блокирования каждого из колёс, причём относительно каждого отдельного колеса электроника осуществляет определённые действия для коррекции. Такой тип системы является самым дорогим и сложным.

Недостатки системы ABS

Установка антиблокировочной системы на авто в немалой мере облегчает торможение, повышая его эффективность, прежде всего это актуально для начинающего водителя. Однако вместе с этим есть и недостатки, о которых важно помнить.

Во время работы антиблокировочной системы она срабатывает так же, как вибрирование на тормозной педали.

В каких случаях проявляются минусы в работе ABS?

  • На неровных дорогах, кочках и брусчатке. При подпрыгивании колеса на неровной поверхности и пребывании в состоянии полёта (в ситуации отсутствия сцепления с дорожным покрытием) антиблокировочная система снимает торможение. Однако в момент начала очередного контакта колеса с дорожным покрытием заданная сила торможения становится не очень подходящей, что ведёт к увеличению тормозного пути. Поэтому надо заблаговременно снизить скорость и увеличить дистанцию до едущего впереди транспорта.
  • На смешанных покрытиях при чередовании участков, к примеру, асфальта с водой либо асфальта со снегом и льдом. В такой ситуации ABS совершает отпускание тормозов на скользких покрытиях, а когда колесо попадает на нормальную поверхность, тормозное усилие становится недостаточным, что ведёт к увеличению тормозного пути.
  • На рыхлых и сыпучих поверхностях (песке или снеге). Когда по песку машина идёт юзом, впереди колеса возникает песчаный валик, который намного более эффективно останавливает авто. В этом положении именно торможение юзом оказывается лучшим вариантом.
  • В момент остановки. Когда движение происходит на небольшой скорости, происходит отключение антиблокировочной системы, что может быть крайне неприятно во время езды по скользкому склону. Это следует помнить, остановку можно будет осуществить применив ручной тормоз.
Ссылка на основную публикацию