Активные подголовники автомобиля

Активные подголовники — роскошь или необходимость

Всё чаще на форумах автовладельцев задаются вопросы по типу: «Увидел в списке опций своего авто активные подголовники, которые стоят 5000 рублей. Подскажите, что это такое?». Многие ошибочно полагают, что подобная система представляет собой обычный механизм регулировки угла наклона и не могут понять, почему на советских Жигулях эта опция была бесплатна, а на их новом Опеле за неё нужно выкладывать немалую сумму. Давайте всё же внесём ясность в этот вопрос.

Что из себя представляют активные подголовники

Представьте себе следующую картину. В зад вашей машины въезжает другое авто. Ваше тело начинает по инерции двигаться назад. Шея и голова, подобно хлысту, ускоряются и стремятся со всей силы удариться о подголовник. В этот момент позади головы вырастает невидимая рука, которая подхватывает голову и удерживает её в наиболее безопасном положении.

Именно так и работают активные подголовники передних сидений. Их главная задача — как можно быстрее предоставить опору вашей голове, сведя на нет возможные травмы шеи и позвоночника. По своему устройству бывают двух видов:

Механические устроены довольно просто. Внутрь сидения встроен рычаг, соединённый с подголовником. При аварии человека вдавливается в сидение, и он спиной нажимает на этот рычаг, после чего подголовник начинает движение навстречу голове. Когда давление на спинку сидения ослабевает, пружина возвращает его на место. Чем больше сила удара и чем большее давление оказывает спина человека на кресло, тем быстрее сработает система.

Электрические же требуют наличия датчиков удара, блока управления системой и рычажного механизма, приводящего в действие подголовник. Основу рычажного механизма составляет пиропатрон. Датчики удара располагаются в задней части машины. Сигналы с них поступают в блок управления, который, в свою очередь, регулирует усилие срабатывания рычажного механизма, исходя из силы и направления удара.

Видео о том, как работают активные подголовники:

Электрические системы стоят дороже своих механических аналогов, но и эффективность у них выше. Хотя даже самые простые активные подголовники значительно повышают общий уровень пассивной безопасности автомобиля.

Большим плюсом активных подголовников является то, что их не нужно постоянно регулировать, в отличие от неподвижных аналогов, которые нуждаются в тщательной настройке по высоте. Активные же рассчитаны на стандартные габариты человека и их необходимо настраивать по высоте только в том случае, если в кресло опускается упитанный человек невысокого роста или, наоборот, худой и высокий.

Проблемы, которые могут возникнуть

Несмотря на приносимую пользу, активные подголовники способны доставить и хлопот. Например, многие водители жалуются на то, что при малейшем нажатии на спинку кресла срабатывает рычажный механизм и подголовник бьёт их по голове. Либо в спину упираются направляющие этого механизма. Практически всегда дилеры признают дефект как «не гарантийный», аргументируя это тем, что «у нас на всех машинах так». Некоторые автовладельцы привыкают к нежному характеру механизма, другие вынуждены устранять неисправность за свой счёт.

Иногда активные подголовники вызывают некие неудобства

Ещё одна частая проблема — поломка фиксатора либо узлов рычажного механизма. Случается это, как правило, из-за использования некачественных материалов либо причиной может послужить нарушенная технология сборки. Скорее всего, вылечить такой дефект у вас не получится. Смело требуйте у дилера замену сидения, если, конечно, автомобиль гарантийный. Потому что неисправные активные подголовники не только не помогут вам в трудную минуту, но и могут навредить…

В случае если дилер начнёт отмахиваться от вас, как от назойливой мухи, поспешите сделать письменное заключение о неисправности у хорошего независимого эксперта. Имея на руках бумагу, вам будет легче разговаривать с дилером.

Стоит ли игра свеч

Средняя цена на активные подголовники — от 2000 до 5000 рублей в зависимости от марки и модели авто. Теперь подумайте вот о чём. По статистике, подголовники спасают от травм в 30% аварий со столкновением сзади. Во сколько вы оцениваете сохранность собственной шеи и шей членов вашей семьи? Не стоит экономить на здоровье своих близких. И если у вас есть возможность оснастить своё авто подобной системой — сделайте это!

Такие подголовники значительно понижают вероятность травмирования при ДТП

Виды и принцип работы автомобильных подголовников

Одной из первых автомобильные подголовники внедрила компания Mercedes-Benz в 1960 году. Сначала их устанавливали по желанию покупателя. В конце 60-х все автомобили линейки Mercedes выпускались с подголовниками. В 1969 году ассоциация безопасности NHTSA утвердила значимость нового аксессуара и рекомендовала его установку всем автопроизводителям.

Какие функции выполняет подголовник

Такое дополнение в сиденье автомобиля является элементом пассивной безопасности, а не просто компонентом для удобства. Все дело в поведении нашего тела в кресле автомобиля во время удара сзади. Корпус устремляется назад, а голова откидывается с большой силой и скоростью немного позже. Это называют «эффектом хлыста». Подголовник останавливает движение головы во время удара, предотвращая возможные переломы шеи и повреждения головы.

Даже при не сильном, но неожиданном ударе можно получить серьезный вывих или перелом шейных позвонков. Годы наблюдений показали, что эта простая конструкция не раз сохраняла жизни и уберегала от более значительных травм.

Подобный тип повреждений получил название «хлыстовая травма».

Виды подголовников

Глобально можно выделить две группы подголовников:

Пассивные автомобильные подголовники статичны. Они служат препятствием при резком движении головы назад. Бывают разные конструктивные решения. Можно встретить подголовники, которые являются продолжением сиденья. Но чаще всего они крепятся отдельно в виде подушечки и могут регулироваться по высоте.

Активные подголовники – это более современное конструктивное решение. Их главная задача – как можно быстрее предоставить точку опоры для головы водителя во время удара. В свою очередь, активные подголовники по конструкции привода делятся на два вида:

  • механические;
  • электрические.

Срабатывание механического активного подголовника

Работа механических активных систем основана на физике и законах кинетической энергии. В сиденье устанавливается система рычагов, тяг и пружин. Когда тело давит на спинку во время удара, механизм наклоняется и удерживает голову в более ранней позиции. Когда давление ослабевает, он возвращается в исходное положение. Все это происходит за доли секунды.

В основе конструкции электрических вариантов лежат:

  • датчики давления;
  • блок управления;
  • пиропатрон с электрической активацией;
  • привод.

Во время удара тело давит на датчики давления, которые подают сигнал на электронный блок управления. Затем воспламенитель активирует пиропатрон, и происходит наклон подголовника в сторону головы при помощи привода. Система учитывает вес тела, силу удара и давление, чтобы рассчитать скорость срабатывания механизма. Весь процесс занимает доли секунды.

Считается, что электронный механизм срабатывает быстрее и точнее, но главным его минусом является одноразовость. После срабатывания пиропатрон подлежит замене, а вместе с ним и другие компоненты.

Регулировка подголовника

Как пассивные, так и активные автомобильные подголовники нужно отрегулировать. Правильное положение окажет максимальный эффект при ударе. Также во время длительных поездок удобное положение головы снизит нагрузки на шейный отдел.

Как правило, регулировке по высоте поддаются только отдельные от сидений подголовники. Если он совмещен с сиденьем, то отрегулировать получиться только положение сиденья. Часто на механизме или кнопке есть надпись «Active». Достаточно следовать прописанным инструкциям. Трудностей этот процесс не вызывает.

Правильное положение головы и подголовника

Оптимальным считается положение опорной подушки у затылка пассажира или водителя. Также многие водители рекомендуют сначала отрегулировать положение сиденья. Сиденья рассчитаны на средний размер тела человека весом около 70 кг. Если пассажир или водитель не вписывается в эти параметры (низкий или очень высокий рост), то настроить положение механизма будет проблематично.

Неисправности и проблемы активных подголовников

Хотя плюсы механизма перевешивают недостатки, есть и свои минусы. Некоторые водители отмечают срабатывание механизма даже при несильном нажатии. Подушка при этом неудобно упирается в голову. Это очень раздражает. Приходится подстраиваться под механизм, либо ремонтировать его за свой счет. Если это заводской брак и автомобиль на гарантии, то смело можно обращаться к дилеру с претензиями.

Также могут выходить из строя фиксаторы и рычаги механизма. Причиной могут быть некачественные материалы или износ. Все эти поломки относятся к механическим активным подголовникам.

Статистика показывает, что в 30% аварий с ударом сзади от повреждений головы и шеи спасали именно подголовники. Можно уверенно сказать, что подобные системы приносят только пользу.

Активные подголовники передних сидений автомобиля

Подголовник — неизменная составляющая автомобиля. Устройство встроено в верхней части сидения и предназначено для защиты позвоночника от травмы в случае резкого удара сзади. Подголовники делятся на две категории — встроенные в спинку сидения или же выполненные в виде регулируемой подушки. Установка подголовка — шанс предотвратить резкий рывок головы назад при ДТП (в случае удара сзади).

История и конструкция

Результаты экспериментов доказали, что применение подголовников позволило снизить травматизм в случае аварии, и на 15-20% уменьшить риск травмы шеи. Впервые подголовники появились в автомобиле в 1960-х годах. Изобрел устройство инженер Бела Барени. Уже через восемь лет подголовниками комплектовались автомобили Мерседес. Еще через год NHTSA было рекомендовано ставить подголовники на машинах, которые продаются в Соединенных Штатах.

Подголовники условно делятся на два вида

Неподвижные

Такие устройства выполнены в виде части спинки (ее продолжения) или имеют вид подушки, надежно закрепленной к сидению. Чтобы гарантировать безопасность, при выборе стоит уделить внимание настройке и регулировке подголовника

Подвижный (регулируемый) подголовник перемещается в любом из направлений. Чтобы опустить изделие, нажимается специальная кнопка (фиксатор), а подголовник опускается вниз. Крайняя позиция подголовника снизу расположена на уровне первой выемки. Правильная регулировка подголовника — нахождение подушки на одном уровне с ушами.

В последние годы набирает популярности продвинутый вариант — активные подголовники. В чем же их особенности? Какие виды активных подголовников бывают?

Конструкция активных подголовников

Активный подголовник — устройство, имеющее специальный рычаг, замаскированный в спинке кресла. В случае удара автомобиля спина водителя давит на спинку кресла и жмет на нижний участок рычага. Механизм активирует подголовник и подводит его к голове водителя еще до момента опрокидывания. Благодаря этому сила удара сводится к минимуму.

Активные подголовники работают на любых скоростях (малых и средних). При этом в 90% случаях травмы происходят при малой скорости движения. Яркий пример — ситуация, когда машина с пассажирами стоит на перекрестке, а в нее со всей силы врезается другой автомобиль. При таком ударе появляется эффект «хлыста», который приводит к серьезным травмам. По завершении столкновения происходит возврат подголовников в первоначальное положение. Главное — правильно произвести настройку.

Тонкости регулировки

Проблема фиксированных подголовников — необходимость регулировки по высоте. Это значит, что при частой смене пассажиров устройства бесполезны и не спасут от травмы. Активный подголовник отличается большей эффективностью.

Пассивные системы безопасности особенны тем, что в них шейный отдел поддерживается за счет конструкции подголовника и сидения. Конструкция активного подголовника продумана лучше и гарантирует защиту пассажира даже без предварительной настройки.

Два типа приводов активных подголовников

Механический

Данный вариант характерен своей простотой. При столкновении и прижатии спины к сидению специальный механизм дает команду подголовнику на перемещение к голове. При снижении давления на спину пружина возвращает подголовник в первоначальную позицию

Электрический

Такое устройство работает при наличии электроники. В состав системы входит группа устройств — блок управления, датчики удара, приводной механизм и прочие. Основа механизма — пиропатрон, в котором установлен специальный воспламенитель.

Главный контролирующий элемент — датчик удара, который смонтирован в задней части машины. Сигнал устройства принимает блок управления. Датчик анализирует направление и силу удара, на основании чего регулирует работу приводного механизма.

Стоит ли заказать активные подголовники?

Средние затраты на установку подголовников — от 3 до 5 тысяч рублей. Здесь все зависит от модели транспортного средства и выбранной марки. Стоит отметить еще один момент. Статистика свидетельствует, что почти треть аварий связано со столкновениями сзади, когда страдает шея. Так что при желании сэкономить стоит оценить желание сохранить здоровье семьи и свое лично. Если возможность поставить активные подголовники имеется, то сделайте это.

Принцип действия активных подголовников в автомобиле

Человеческий организм является достаточно прочной конструкцией. Существует множество подтверждений этого, когда в самых страшных авариях и катастрофах люди выживали, и у них не было каких-либо существенных повреждений. Но есть и огромное количество свидетельств легкой уязвимости человеческого тела при самых незначительных происшествиях. В этом плане как вероятную неприятность, сопровождающую езду на автомобиле, стоит отметить возможность перелома шеи, происходящего при резком ударе, торможении или ускорении авто. Избежать такой травмы помогают активные подголовники, появляющиеся на многих автомобилях, например, тигуан и мерседес.

Активные подголовники передних сидений

Хотя подобные изделия относится к пассивной безопасности, от этого их роль и значение в системе защиты водителя и пассажиров авто меньше не становится. Их назначение – исключение недопустимых нагрузок на позвоночник, его шейный отдел. Чаще всего подголовники, особенно передних сидений, выполняются как элемент конструкции, например, просто как их удлиненная спинка, которая ограничивает перемещение головы пассажира или водителя, тем самым предохраняя ее от повреждения.

В других случаях для этого используются небольшие подушечки, крепящиеся к торцам спинок сидений, которые можно перемещать вверх-вниз, подбирая наиболее удобное для конкретного человека положение. Даже в таком, несколько упрощенном виде, подголовники существенно улучшили защиту пассажиров как задних, так и передних сидений.

Впервые подобные элементы пассивной защиты как часть стандартной комплектации стал использовать Мерседес. Однако развитие авто, повышение его динамических характеристик, возрастание общих требований по безопасности привело к тому, что появились активные подголовники, причем среди них наиболее известны исполнения для автомобилей тигуан и мерседес.

Активные передние подголовники – принцип действия

Как уже упоминалось, обычные подголовники предназначены для того, чтобы удержать голову от слишком сильного смещения при резких ускорениях, торможениях и ударах, тем самым предохранив от повреждений позвоночник. Но такой защиты порой становится недостаточно. Активные подголовники предназначены для повышения эффективности работы подобных устройств.

С этой целью, чаще всего для передних сидений, устанавливаются активные подголовники. Их задача – как можно быстрей предоставить опору для головы, тем самым исключив ее неконтролируемое перемещение.
Для этого такие устройства оснащаются приводами:

При использовании механического привода в спинку сидений встраивается специальное устройство, воспринимающее перемещение спины человека, что вызывает движение защитной опоры по направлению к голове. Как только нагрузка на спинку снижается, она возвращается в первоначальное положение.

В тех случаях, когда используются электрические активные подголовники, требуется электронная система управления. В ее состав входит датчик удара, блок управления и сам привод. Датчик удара устанавливается сзади автомобиля, так как именно удар сзади наиболее часто приводит к повреждениям позвоночника (его шейного отдела).

При срабатывании датчика в блок управления поступает сигнал, и тот подрывает пиропатрон, приводящий в действие механизм привода передних подголовников, именно там обычно и располагается подобная система защиты.

Активные подголовники, установка которых возможна как на задних, так и передних местах, повышает безопасность водителя и пассажиров машины при различных ситуациях, и предоставляет дополнительную возможность избежать повреждений позвоночника.
» alt=»»>

Функции активных автомобильных подголовников

Производители автомобилей тратят огромные суммы на повышение уровня безопасности своих творений. Изобретаются новые конструкции, разрабатываются совершенные системы, проводятся тестирования. Одним из таких изобретений являются активные подголовники. Эти конструкции располагаются в верхней части автомобильного сидения. Чтобы понять принцип их работы, необходимо сделать небольшое отступление и сделать экскурс в курс физики. ДТП опасно не самим ударом, а действием закона о сохранении энергии. По инерции тело продолжает движение в заданном ему направлении, затем получает импульс и быстро меняет своё движение. На пути ему встречаются препятствия. Если они мягкие, то при столкновении человек не получает травм. Такими препятствиями являются ремень безопасности и подушка.

Предназначение и польза активных подголовников.

Когда тело человека получает импульс о резкой остановке или внезапном изменении движения, по позвоночнику проходит мощный импульс. Некоторая его часть теряется по пути продвижения, но шея всё равно сильно страдает от импульса, который до неё доходит. В этот момент активизируются активные системы кресла за счёт смещения тела, что приводит в действие рычаг. Подголовник будет двигаться навстречу голове и примет на себя значительную часть импульса. Кратковременный сдвиг позволит конструкции погасить эту энергию, после чего вернётся поддержка для головы.

Что из себя представляют активные подголовники

С целью и принципом работы этих систем разобрались, но по-прежнему остаётся непонятным что же это — активные подголовники передних сидений. Они могут быть частью сидения, иметь вид удлинённой спинки. В этом случае перемещение головы и шеи ограничивается, соответственно повреждение при ударе исключается. Другие варианты конструкции представлены в виде подушек небольшого размера. Они закрепляются на торцах спинок и могут регулироваться. В этом случае можно подобрать наиболее удобное и безопасное положение подголовников. С другой стороны, при неправильной регулировке безопасность человека снижается. И всё же такая упрощённая конструкция является надёжной.

Какие виды активных подголовников существуют

Активные подголовники разделяются на две категории в зависимости от типа используемого привода:

  1. Механический привод представляет собой устройство, которое располагается внутри конструкции. Он воспринимает перемещение спины водителя, на основании чего происходит перемещение защитной опоры относительно головы. При снижении нагрузки на позвоночник опора принимает своё первоначальное положение.
  2. Электрический привод оснащается электронной системой управления. Она состоит из ряда конструктивных элементов:
    • датчик удара располагается в задней части авто,
    • блок для управления,
    • привод.

Когда датчик активизируется, в блок управления направляется сигнал. Он приводит в действие пиропатрон, который активизирует механизм привода на подголовниках. Также существуют активные подголовники, которые могут устанавливаться на переднее и заднее кресла. Такие конструкции существенно повышают безопасность не только для водителя, но также и для пассажиров.

Проблемы, которые могут возникнуть

Передние активные подголовники — это, безусловно, полезное изобретение, которое существенно повышает безопасность человека при ударе автомобиля. Такие конструкции появились относительно недавно, они продолжают совершенствоваться и изменяться. К большому сожалению, часто встречаются проблемы, связанные именно с активными подголовниками:

  1. Срабатывание механизма осуществляется даже при незначительном нажатии на кресло, что вызывает удар конструкции об голову.
  2. В спину могут давить направляющие.
  3. Фиксаторы или узлы механизма выходят из строя намного раньше, чем полагается. Причиной такой неприятности служат низкокачественные материалы и нарушения технологий во время сборки. Устранить такую проблему самостоятельно практически никому не удавалось. Пока не истекла гарантия, нужно требовать замену кресла.

Эксплуатировать автомобиль с неисправными активными подголовниками опасно. Мало того что они не помогут во время аварии, так ещё и могут усугубить ситуацию, принеся вред.

Безусловно, активные подголовники — это полезное изобретение, которое защищает нас в опасную минуту. Но конструкция пока остаётся несовершенной и для неё характерно много проблем. Надеемся, в скором времени в автомобилях будут устанавливаться совершенные конструкции без недочётов.

Так ли нужны водителю активные подголовники

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Активные подголовники в автомобилях пока еще не частое явление. Подобное нововведение для безопасности автомобилиста появилось недавно. Многим водителям данная опция кажется бессмысленной тратой денег. Конечно же, активные подголовники обеспечивают безопасность всех присутствующих в машине и имеют лучшие характеристики нежели обычные (пассивные) аналоги. Однако у активных подголовников имеются свои плюсы и минусы.

Предназначение и основные функции

К безопасности пассажиров автомобиля приковано особое внимание. Человек в машине защищен:

  • ремнями безопасности, которые делают более безопасными удары во время столкновения машины;
  • подушками безопасности, смягчающими удар о переднюю панель или о дверные стойки;
  • подголовниками, которые предотвращают от внезапного запрокидывания головы назад в случае заднего столкновения или резкого увеличения скорости.

Появление подголовников в автомобиле относится к 60-м годам прошлого века. Их изобрели и стали использовать в Германии. По прошествии недолгого времени каждый автомобиль марки Mercedes и Volkswagen уже был оснащен подголовниками.

Внимание! Согласно статистическим данным, повсеместное внедрение подголовников обеспечило сокращение количества травм шеи и позвоночника на 25%.

Как устроены активные подголовники

На передних местах устанавливаются механические электрические активные подголовники. Зачастую применяется в машинах первый тип.

Работает механический активный подголовник за счет того, что подушка со спинкой сидения связаны рычажным механизмом. В случае удара машины туловище человека вдавливается в спинку и обеспечивается давление на рычаг, который приближает активный подголовник в сторону головы пассажира. При уменьшении давления на рычаг в спинке сидений, происходит перемещение возвратной пружиной подушки подголовника в первоначальное положение.

Электрические активные подголовники работают благодаря электронной системе управления, которая задействует блок управления, датчики удара и само устройство, толкающее подушки. В движение его приводит поступающий импульс напряжения. Сигналом служат чувствительные датчики удара, установленные в конкретных местах кузова.

Благодаря им общий блок управления, как элемент пассивной безопасности, распознает силу и направление удара во время дорожно-транспортного происшествия. А вот небольшой фронтальный удар не приведет в движение активные подголовники, так как нет необходимости в этом случае защищать шейный отдел человека.

Представленное видео демонстрирует работу системы защиты шейного отдела позвоночника активными подголовниками в автомобиле Mercedes-Benz. Здесь наглядно представлен процесс возврата механизма Neck-Pro в изначальное состояние после активности.

Для чего нужны активные подголовники

К автомобилям в наше время предъявляются повышенные требования по безопасности. На наш взгляд, из-за увеличения мощности двигателей и соответственного увеличения скоростей, а также из-за безалаберности некоторых водителей на дороге это оправданная мера. Но оставим в стороне рассуждения о необходимости, поговорим о конкретных способах обеспечения безопасности.

Что самое травмоопасное в среднестатистическом ДТП? Парадоксально, но это не сам удар. Основные травмы водитель и пассажиры получаются из-за закона сохранения импульса. Коварная физика подложила нам свинью: тело продолжает двигаться по направлению прежнего движения, потом получает другой импульс и движется уже в его направлении. По пути, естественно, встречая препятствия. Поэтому, кстати, придуманы мягкие ограничения, «встреча» с которыми не переломает вам кости. Речь о подушках безопасности и ремнях. Их конструкция далека пока что от совершенства, но инженеры работают над этим. А некоторые делают даже подголовники с монитором в машине.

Защита головы

Спинка кухонного стула заканчивается, не доходя до вашей шеи. А в автомобиле сиденье иногда выше вас. Почему так? Дело в том, что стул не рассчитан на то, что в нём вы будете ехать хотя бы с какой-то скоростью. Защищается, на самом деле, не столько голова, сколько шея.

Вам наверняка доводилось слышать щелчок хлыста. По всей своей длине он пропускает импульс, энергия которого высвобождается на конце, рождая звук. Так вот, при внезапной и резкой остановке или смене направления, например, вызванной ударом, ваш позвоночник как раз играет роль хлыста с шейным отделом на конце. Его несплошная структура отводит часть импульсной энергии на места соединения позвонков, но до шеи всё равно доходит достаточно много энергии. А учитывая, что позвоночник, простите, утяжелён головой, щелчок в итоге получится сильным — и очень травматичным.

Активный подголовник защищает шею при ударах сзади

Здесь в дело и вступают активные подголовники передних сидений. В спинку кресла вмонтирован рычаг. Вы не сможете нажать на него случайно и вы его не увидите, он спрятан под обшивкой. При столкновении ваше тело сместится, нажмёт на этот рычаг и подголовник пойдёт навстречу голове. Не очень-то логично звучит, да? Зачем же бить по голове, если она и так может пострадать?

Более правильным видится увод подголовника назад, чтобы шея не встретила препятствий. Но это иллюзия. Спинка ведь остаётся на месте. И если убрать подголовник, именно об спинку вы и сломаете себе шею. Активные передние подголовники примут на себя на встречном движении часть импульса, погасят его кратковременным сдвигом по направлению движения, а потом вернут поддержку головы. Так они погасят достаточно энергии, чтобы предотвратить травму.

На малых скоростях, впрочем, они не так уж нужны. Здесь ваш позвоночник справится сам по себе. Но как только вы начинаете разгоняться, на трассе например, ценность активных передних подголовников резко возрастает. Разумеется, они будут гораздо эффективнее работать, если вы их правильно отрегулируете.

Регулировка подголовников

Этот процесс не требует каких-то особенных умений или оборудования. Вы просто регулируете подголовник, выставляя его высоту. Оптимальное расположение — это основание черепа. То есть в том месте, где шейный отдел начинает изгибаться, должна располагаться нижняя граница подголовника.

Если вы уже отрегулировали своё сиденье, значит, ваш вес уже учтён системой пассивной безопасности автомобиля. Активные подголовники передних сидений — часть этой системы, поэтому они также подстраиваются под ваши физические параметры. В данном случае, раз вес уже учитывается, подстройка идёт по росту. Если с вами регулярно на переднем сидении кто-то ездит, неплохо было бы настроить подголовник и под него.

При этом учтите, что настройка по умолчанию рассчитана на средний рост и вес. Поэтому если вы отвечаете этим параметрам, то ориентируйтесь на неё. Критичным момент настройки становится, если вы слишком высокий или, наоборот, ниже среднего роста.

Пассивная система безопасности в автомобиле совершенствуется день ото дня. EuroNCAP всё неохотнее выставляет свои звёзды автомобилям, и мы считаем, что правильно делает. Активные передние подголовники являются для них одним из важных факторов оценки, и теперь вы знаете почему. Кстати, если вы думаете, что о задних сидениях автопроизводители решили не беспокоиться, то оставьте мысли о дискриминации по ряду сидений. На задних сидениях другая механики торможения и реакции, хотя законы физики работают и там.

Подголовники

Конструкция передних сидений рассчитана на снижение вероятности травмирования шейного отдела позвоночника. Различают активные и пассивные подголовники. В обеих системах риск травмирования шейного отдела позвоночника снижается за счёт того, что снижается ускорение головы относительно плеча при ударе сзади.

Пассивные подголовники

В пассивных системах уменьшение риска травмиро­вания шейного отдела позвоночника достигается с помощью особой конструкции сиденья в целом, под­головников и отсутствия подвижных деталей между головой и подголовником.

Активные подголовники

Активный подголовник – это работающая по чисто механическому принципу система, которая при ударе сзади перемещает подголовник вперёд к голове, чтобы сократить расстояние между головой и подголовником.

Благодаря уменьшению относительного ускорения между плечами и головой существенно снижена опасность перелома шейных позвонков. При столкновении в заднюю часть автомобиля пассажир вдавливается в спинку сиденья. Эта сила передается через подушку сиденья на опорный щиток 1 в позвоночной области пассажира. Опорный щиток через рычажный механизм 2 связан с функциональным блоком «активный подголовник» 3 в верхней части спинки сиденья. При ударе опорный щиток в позвоночной области пассажира перемещается назад, при этом подголовник автоматически перемещается вперед. Как только давление тела на спинку снижается, натяжная пружина возвращает систему в исходное положение.

Рис. Схема работы активного подголовника:
1 – опорный щиток; 2 – рычажный механизм; 3 – функциональный блок; а – в состоянии покоя; б – в рабочем состоянии

В качестве подголовников могут применяться специальные конструкции с определенным профилем и наполнителем (подголовники WOKS (Whiplash Optimized Head Restraint System)). При наезде сзади эти подголовники обеспечивают защиту от хлыстовой травмы благодаря особому профилю и зонам со специальным наполнителем, которые оптимально распределяют нагрузки.

Для чего нужны активные подголовники в автомобиле

Как правило, автомобиль воспринимается как пространство комфорта и безопасности, тем не менее, такое понимание упускает простой факт, говорящий о том, что автомобиль представляет собой более чем опасное создание. Пара тонн железа, которые ездят на огромной скорости и при этом не обладают прочностью способной нивелировать любые внешние воздействия от столкновения.

Именно поэтому над улучшением безопасности в автомобиле непрестанно работают, в том числе и над сидениями. Множество тестов и разработок привели к созданию той конструкции сидений, которая используется сейчас. Некоторые не знают, но подголовники в сидениях нужны не только для комфортной езды, но они также выполняют защитную функцию при столкновениях.

Разновидности подголовников

Если есть активные подголовники, то, вероятно, могут быть и пассивные и такие действительно существуют. В чем отличия – спросите вы. Они заключается в механизме работы.

Пассивные подголовники представляют собой просто эргономичную конструкцию. Сидение в комплекте с подголовником создается таким образом, чтобы в процессе столкновения максимально прочно удерживать голову и шейный отдел. При грамотном выполнении такая фиксация обладает весьма полезными эффектами, но более качественными и надежными считаются все-таки активные подголовники.

Такой элемент имеет подвижную конструкцию, поэтому он и называется активным. В этом варианте выполняется не просто поддержка, но конструкция реагирует особым образом, для того чтобы создать оптимальное положение верхней части сидения. В свою очередь они различаются на механические и электрические.

Отличия механики и электрики

Механический подголовник начинает работать после того как на него давят со стороны расположения головы. Соответственно, когда происходит столкновение и голова вдавливается назад, то задняя поверхность верхней части сидения наоборот начинает движение вперед и таким образом фиксирует положение верхней части тела. Когда давление на спинку прекращается то и механическая система перестает работать и возвращается в исходное положение.

Обратите внимание. Механическая система имеет элементарную конструкцию, в сидение просто вшита пружина, которая соединена с передаточным механизмом и верхней частью. Как известно, сила действия, обратна по векторе силе противодействия. Данная закономерность здесь и используется.

Автоматика работает немного иным образом:

  • в задней части авто есть датчики удара;
  • когда они срабатывают, сигнал передается в блок управления;
  • он дает отмашку механизму привода, который стартует после включения пиропатрона с электрическим воспламенением;
  • система также анализирует вектор и силу удара;
  • в зависимости от этого выбирается высота опоры для головы и специфика срабатывания подголовника.

Таким образом активные подголовники нужны для обеспечения безопасности. На практике они могут быть довольно полезными. Не менее чем подушки безопасности.

Авто обзоры

Полезные советы и инструкции по ремонту и тюнингу автомобилей

Активные подголовники: что это, как работают, устройство

Подголовники в конструкции сидений автомобиля используются для предотвращения травм шеи, провоцируемых неконтролируемым движением головы по инерции после удара. Активные подголовники на данный момент являются наиболее прогрессивным решением в области защиты шейного отдела при ДТП. Риск получения травмы позвоночника входит в общую оценку уровня пассивной безопасности новых автомобилей, который составляется при оценке результатов краш-тестов. Рассмотрим устройство и принцип работы системы.

Принцип работы

Активные подголовники, фиксируя удар в заднюю часть авто, «выстреливают» в направлении головы, не дожидаясь ее опрокидывания. Саму физику процесса можно описать следующим образом:

  • в момент приложения силы к кормовой части автомобиль получает резкое ускорение;
  • спина, постоянно поддерживаемая спинкой сидений, получает упор, а поэтому начинает двигаться вперед вместе с автомобилем;
  • ввиду подвижного соединения, при резкой смене положения туловища голова стремится остаться в своем прежнем положении, что провоцирует смещение шейных позвонков.

Иными словами, в момент удара происходит преувеличение крайней амплитуды движения шейного отдела позвоночника, что приводит к травме шеи. Частично эту проблему автомобильным конструкторам удалось решить внедрением подголовников. Поскольку реализовать постоянный упор головы невозможно, ввиду неудобства такой системы в процессе эксплуатации авто, голова в момент удара зачастую находится в свободном состоянии (поддерживается только шеей). Именно активные подголовники позволяют минимизировать степень опрокидывания, что значительно повышает уровень пассивной безопасности автомобиля и уменьшает риск получения травм.

В конструкции передних сидений используются активные подголовники двух видов:

  • механические – наиболее простой вид исполнения, а поэтому чаще всего применяется. Подушка через рычажный механизм связана со спинкой сидений. При столкновении туловище вжимается в спинку, создавая давление на рычаг, который пододвигает активный подголовник в направлении головы. Как только давление на рычаг в спинке сидений ослабевает, возвратная пружина перемещает подушку подголовника в изначальное положение;
  • электрические. Механизм активируется электронной системой управления, в работе которой участвуют: блок управления, датчики удара и сам механизм, толкающий подушки. Электрический активный подголовник срабатывает при подаче блоком управления импульса напряжения. Сигнал к срабатыванию система получает от датчиков удара, которые установлены в определенных точках кузовных элементов. Именно благодаря датчикам общий блок управления элементами пассивной безопасности понимает силу, а также направление удара при ДТП. К примеру, при небольшом фронтальном ударе подголовники срабатывать не будут, так как дополнительный упор для шейного отдела при таком ударе не нужен.

На видео продемонстрирована работа система защиты шейного отдела позвоночников от Mercedes-Benz. Также показано, как установить механизм Neck-Pro в исходное положение после срабатывания.

Активные упоры обладают неоспоримыми преимуществами, по сравнению с механическими собратьями с жесткой фиксацией. Главный недостаток обычных упоров для головы – ограниченный диапазон регулировок, а также механический привод настройки. Неудобный способ регулировки заставляет пассажиров, а почасту и водителей, пренебрегать столь важным аспектом пассивной безопасности, как регулировка подголовников. Поскольку пассажиры могут обладать весьма отличными друг от друга ростом и весом, то и активные подголовники передних сидений должны соответствовать комплекции пассажира. Рассмотрим, как правильно настроить подголовники:

  • выдвиньте подушка таким образом, чтобы при закидывании головы наиболее выпуклая часть подголовника создавала упор для затылка. При правильной настройке специальная форма и внутренние наполнители позволяют рассеивать силу удара;
  • расстояние от затылка до подушки не должно превышать 9 см. Вы должны находиться в привычном для вас положении при вождении автомобиля.

Указанные особенности регулировки актуальны как для активных систем, так и для обычных механических упоров. К сожалению, не все передние сидения обладают регулировкой подушки по вылету, поэтому настройка будет заключаться только в регулировке высоты. Если в комплектации отсутствует возможность электрической регулировки, то для настройки предварительно необходимо ослабить фиксирующий механизм. Для этого достаточно нажать кнопку, которая находится у стоек подголовников.

Поделиться «Активные подголовники: что это, как работают, устройство»

Ссылка на основную публикацию