Адаптивный круиз-контроль, принцип работы

Принцип работы и разновидности адаптивного круиз-контроля

Многие автовладельцы прекрасно осведомлены о том, как утомительны бывают поездки на длительные расстояния. На трассе нам приходится постоянно поддерживать скорость, и поэтому мы находимся в постоянном напряжении и стрессе. Упростить такие поездки на большие расстояния можно с помощью специальной системы автомобиля, которая получила название круиз-контроль. Поговорим поподробнее о преимуществах и недостатках адаптивного круиз-контроля.

Система круиз-контроля появилась на автомобилях в девяностых годах прошлого века, и сегодня пользуется большой популярностью у автовладельцев. С помощью специального механизма автомобиль будет самостоятельно поддерживать постоянную скорость, причём водителю не нужно нажимать ногой на педаль газа. Авто будет соответственно добавлять газ или подтормаживать, когда машина будет подниматься на горке или спускаться с нее.

В последующем появилась модификация такого круиз-контроля, что позволяет автомобилю не только поддерживать скорость постоянной, но и выдерживать оптимально безопасное расстояние до впереди идущего автомобиля. Водителю в данном случае не требуется следить за скоростью и оборотами мотора, при этом обеспечивается необходимая безопасность использования автомобиля.

Если изначально система круиз-контроля была разработана для ее использования на трассе, а в городе круиз было использовать затруднительно. То разработка адаптивной разновидности такой системы поддержания постоянной скорости позволяет с легкостью использовать ее и в условиях плотного городского траффика. Можно с легкостью установить лимит скорости в 60 километров, и автомобиль будет самостоятельно поддерживать такую скорость, при необходимости машина будет замедляться, если впереди идущий авто тормозит или же при необходимости разгоняться до установленного водителем лимита скорости.

Сегодня адаптивный круиз-контроль предлагается на многих автомобилях, при этом такие системы в зависимости от каждого производителя могут иметь различные названия. При этом все они имеют схожий принцип работы и обеспечивают необходимую безопасность эксплуатации автомобиля.

Используемые адаптивным круиз-контролем элементы

Современный адаптивный круиз-контроль будет состоять из различных блоков и датчиков, что позволяет обеспечить необходимую функциональность такой системы постоянного поддержания скорости. Умные датчики измеряют скорость автомобиля, а при помощи видеокамеры и лазерных дальномеров определяется расстояние до впереди идущих машин.

Для определения расстояния до едущих впереди автомобилей используются радары и так называемые лидары. Такой лидар использует лазерный инфракрасный луч, который вне зависимости от имеющихся погодных условий может определить расстояние до впереди идущих автомобилей. В то же время отметим, что качество получаемых данных о расстоянии до впереди идущих автомобилей и скорости авто у полноценного радара будет лучше, нежели у лидара, соответственно на автомобилях премиум-класса системы поддержания постоянной скорости используют высококачественные радарные датчики.

Устанавливаются такие датчики в переднем бампере и имеют радиус действия около 150 метров. При активации активного круиз-контроля датчик постоянно сканирует пространство перед автомобилем и при появлении в зоне действия другого автомобиля посылает сигнал центральному блоку управления системы на изменение скорости, в зависимости от скорости двигающегося впереди авто.

Принцип действия активного круиз контроля

Первоначально такие разветвленные модернизированные системы поддержания постоянной скорости могли работать в диапазоне 30 – 180 км/ч. Сегодня же активный круиз-контроль последнего поколения способен работать в условиях плотного городского движения и поддерживать скорость до 200 км/ч. Такой адаптивный круиз-контроль может ускорять и замедлять автомобиль в зависимости от обстановки на дороге. Система поддерживает постоянной заданную водителем скорость, при этом при необходимости вносятся корректировки, вплоть до полной остановки автомобиля.

Отдельные модификации адаптивного круиз-контроля оснащается функциями gps-навигации, системой экстренного торможения и системами превентивной безопасности. Это одна из самых действенных активных систем безопасности, которая обеспечивает существенное упрощение управления автомобилем на высокой скорости и при движении в городе и на загородных трассах.

Можно сказать, что такой активный круиз контроль — это чрезвычайно полезная опция, поэтому многие покупатели новых автомобилей приобретают машины исключительно с наличием такой функции. Самостоятельно доукомплектовать машину таким активным круиз-контролем будет дорого и зачастую невозможно, поэтому если вам необходима данная система, то следует позаботиться о ее наличии уже на новом автомобиле.

Преимущества и недостатки адаптивного круиз-контроля

Подобные системы безопасности имеет массу преимуществ. В первую очередь, это существенное упрощение управления автомобилем на загородной трассе. Теперь вам не требуется постоянно с помощью дозирования педали газа поддерживать скорость постоянной. Можно задать автоматике необходимую скорость движения и автомобиль будет двигаться по загородной трассе на нужной вам скорости. Адаптивный круиз-контроль при появлении на полосе движения других автомобилей быстро определит их скорость и внесет соответствующие корректировки в работу автоматики, вплоть до полного замедления и остановки автомобиля.

Существенно повышается безопасность управления автомобилем. Теперь нам не страшно на несколько секунд отвлечься от дороги, и при этом мы не будем опасаться, что перед нами в полосе движения появится медленно едущий автомобиль. Всю такую работу и контроль за безопасностью движения выполняет адаптивный круиз-контроль.

Также существенно повышается удобство использования автомобилем в условиях города. Например, находясь в пробке вы можете установить желаемую скорость движения, и автоматика автомобиля, как только машины перед вами начнут двигаться, сразу же увеличит скорость вашего авто. Это позволит избавить вас от необходимости постоянно самостоятельно трогаться и замедляться в пробке.

Каких-либо недостатков у системы такого адаптивного круиз-контроля нет. Отметим лишь высокую стоимость такой опции, цена который может составлять несколько тысяч долларов на автомобиле премиум-класса. При этом помните, что доукомплектовать авто таким адаптивным круизом будет затруднительно.

Как работает адаптивный круиз-контроль

Уже с появлением первых автомобилей инженеры начали разрабатывать способы сделать процесс вождения максимально простым и автоматизированным. Так, на свет пришел круиз-контроль. Простым языком, это система, которая позволяет сохранять скорость, убрав давление с педали газа.

Что такое адаптивный круиз-контроль? Назначение, особенности работы

Первые системы круиза были созданы далеко не для автомобилей, а для паровых машин, на грани 17 и 18 века. К автомобилям они начали применяться только в начале 20-го столетия, а относительно современный вид приобрели только после начала Второй мировой войны.

Компания Chrysler показала миру первый автомобиль с круиз-контролем в 1958 году, однако, уже в 1965 году American Motors обновили систему под современный лад. Тем не менее из-за нефтяного кризиса 1973 года произошел спад экономики, и интерес к новым технологиям упал. Только с приходом 80-х автолюбители начали проявлять заинтересованность к «автопилоту». Таким образом, в 1990-х в Японии разработали adaptive cruise control, который не только поддерживает скорость ТС, но и реагирует на динамику дорожного движения в потоке.

ACC (adaptive cruise control) создан, чтобы упростить автомобилисту жизнь. Система, анализируя происходящее, может реагировать и влиять не только на работу двигателя, но и на работу заслонки дросселя и тормозов. Разные модели адаптивного круиза можно встретить практически на любом типе авто: от универсала до спорт-кара.

Несмотря на то что многие водители по-прежнему не могут полностью довериться электронике, в темпе современной жизни adaptive cruise control является достаточно полезной функцией. При помощи специальных настроек АКК может самостоятельно контролировать безопасную дистанцию с другими участниками дорожного движения.

Комплектующие

Система состоит из трех комплектующих:

  • Датчик расстояния. Обычно используется два типа устройств: радары или лидары. Первые являются более дорогостоящими и применяются для ТС бизнес-класса. Действуют благодаря электромагнитным или ультразвуковым волнам. Замеряя длину волны, датчик реагирует на окружающие объекты. Лидары работают на основе инфракрасного лазерного излучения, но из-за этого больше подвержены влиянию погоды. Обычно предусмотрено сразу несколько подобных датчиков, для исключения ошибок. Радиус действия достигает 150 метров, однако есть устройства ориентированные на узкий круг действия или на более дальний.
  • Блок управления. К ЭБУ поступают замеры с датчиков и устройств транспортного средства. Благодаря этому ЭБУ исчисляет и анализирует дистанцию до ближайших препятствий, боковое ускорение, скорость ТС, величину кривой.
  • Дополнительное ПО. Отдельных систем контроля адаптивный круиз не имеет, но для подобных целей ACC использует некоторые системы автомобиля, например: АКПП, электронный привод дросселя, систему курсовой стойкости.

Возможности адаптивного круиза

По сравнению с обычным круизом, ACC имеет более широкий функционал. Если первые модели могли лишь поддерживать заданную скорость, то новые системы способны самостоятельно регулировать динамику ТС. К примеру, при движении под гору, adaptive cruise control меняет диапазон открытия дроссельной заслонки, для более безопасного и оптимального движения, регулирует при этом обороты и нагрузку на двигатель. Соответственно, при движении вниз происходит обратная реакция.

Главной возможностью нового круиза, что собственно и отразилось в названии, стала способность приспосабливаться к условиям на дороге. На переднем бампере автомобиля установлены сканеры, которые в режиме реального времени анализируют действия ближайших попутных или впередистоящих объектов.

Если владелец заранее настроил ACC на определенный режим, то система будет подстраивать работу автомобиля под указанные параметры. Если автомобиль, который движется впереди, увеличит скорость, то ТС с адаптивным круиз-контролем автоматически ускорится, чтобы сохранить указанную дистанцию. Механизм работает и в обратную сторону.

Первыми стали использовать ACC компания Mercedes, на автомобилях S-class.

Принцип работы и разновидности

Функционирование адаптивного круиза начинается примерно со скорости 30 км/час и бесперебойно поддерживается до 180 км/час. Более дорогие модели способны работать сразу после запуска и до порога 200 км/час. Отдельно в условиях жесткого трафика работает опция StopandGo.

Во время замедления или движения из ряда в ряд происходит снижение скорости ТС для сохранения дистанции. На низкой скорости обеспечивается при помощи работы тормозов (уменьшение давления ТЖ), а на высокой – за счет уменьшения нагрузки на двигатель (регулировка количества подаваемого воздуха на заслонку дросселя).

Приятным бонусом станет экономия топлива, благодаря системе адаптивного круиза. Согласно отзывам, экономия составляет от 1% до 5%.

Поскольку система подключается к общей электронике, для увеличения безопасности, ACC использует данные превентивной безопасности, GPS-системы, торможения. Чтобы получить данные скорости автомобилей, радар излучает электромагнитные волны. Скорость определяется в зависимости от частоты отраженной волны. Расстояние можно определить относительно времени возвращения эхо. После получения радаром данных, информация преобразуется в электрические сигналы для передачи к ЭБУ. После блок управления передает «указания» тормозам, ABS, EBD, ESP и двигателю.

Разделяют несколько разновидностей круиз-контроля:

  1. Классический круиз-контроль. Поддерживает исключительно заданную скорость, но не контролирует безопасную дистанцию.
  2. Адаптивный CC (cruise control). Реагирует на изменение плотности трафика, величину дистанции, скорость и работу узлов ТС.
  3. Полуавтономный. Считается вторым поколением адаптивного круиза. В отличие от первого, полуавтономный СС, может вмешиваться в рулевое управление. Однако, считать полуавтономную систему совершенной – нельзя, поскольку система все равно не способна увидеть все объекты вокруг.
  4. Ограничитель скорости. Несмотря на небольшой функционал (ограничитель максимальной скорости), считается подвидом круиз-контроля.

Преимущества и недостатки АСС

Круиз-контроль в целом новая и достаточно удобная электронная система. Тем не менее, как и любая другая автомобильная электроника, она обладает рядом недостатков и преимуществ.

  • Во-первых, adaptive cruise control позволяет экономить топливо.
  • Также система позволяет снять с водителя нагрузку в постоянной необходимости регулировать скорость ТС.
  • В-третьих, система обеспечивает хороший уровень безопасности и быстрое реагирование в случае аварийной ситуации.

Среди недостатков можно выделить две группы:

  1. Чисто технологические. Заключаются в поломках работы датчиков, окислении контактов. При неисправной работе радаров, система может по умолчанию считать, что впереди ТС находится препятствие и снизить скорость автомобиля практически до остановки.
  2. Недоверие со стороны водителей. Поскольку высокий уровень автоматизированности расслабляет водителей, следовательно снижается уровень внимания к восприятию изменений во время движения. В результате, автомобилист не может отреагировать с должной скоростью на аварийную ситуацию.

Как использовать адаптивный круиз-контроль

Водитель контролирует работу круиз-контроля при помощи манипулятора на руле или приборной панели. Существует два типа круиз-контроля: с ограничителем максимальной скорости и без него.

Чтобы включить систему, достаточно зажать на соответствующую клавишу при достижении максимальной скорости. Текущая скорость сохраняется в памяти устройства. В момент, когда на дисплее загорается индикатор впереди идущего автомобиля, водитель может выбрать значение дистанции между транспортными средствами. Менять показатели можно соответствующими кнопками «+» и «-». Отслеживать работу можно при помощи цветных индикаторов на приборной панели.

Оценить все преимущества и недостатки работы ACC, можно ознакомившись с некоторыми видеороликами в сети, к примеру:

Адаптивный круиз-контроль, принцип работы

Адаптивный круиз-контроль стал куда более удобней, обычной аналогичной системы. Расскажем о принципе работы, основных составных системы и факторах для работы.

Содержание статьи:

  • Разновидность систем
  • Составные механизмы
  • Принцип работы адаптивного круиз-контроля
  • Стоимость системы
  • Видео

Поездки на длинные дистанции или куда хуже монотонная езда в длинных пробках очень утомляют, прежде чем водитель доедет до пункта назначения. Для длинных дистанций издавна производители начали устанавливать систему под название круиз-контроль. Благодаря этой системе, водителю не нужно было следить за скоростью или оборотами двигателя. Независимо машина ехала под гору, с горы или по ровной дороге система автоматически решает сколько стоит выжать лошадок с двигателя автомобиля.

Такая система работала только на длинные дистанции, но никак не в пробках или при движении в колоне. Появление разных датчиков, операционных систем бортового компьютера и прочих «прибамбасов» дало возможность инженерам научить систему круиз-контроля управлять автомобилем так, как хочет того водитель, а не как заложено заводом производителем.

Разновидность адаптивного круиз-контроля

Не зависимо от производителя автомобиля или как бы его не называли, принцип работы системы будет одинаковая. Так же в основание системы адаптивного круиз-контроля (ACC, Adaptive Cruise Control) входят похожие составные.

Производители и их адаптивный круиз-контроль:

  • Volkswagen, Honda и Audi — Adaptive Cruise Control;
  • У компании BMW — Active Cruise Control;
  • Toyota называла — Radar Cruise Control;
  • Mitsubishi — Preview Distance Control;
  • Mercedes-Benz именуют — Distronic или Distronic Plus.

В зависимости от производителя могут быть детали улучшенные или стандартного качества. Стоит отметить, что адаптивный круиз-контроль относят к системам активной безопасности.

С чего состоит система контроля

Основными составляющими можно считать датчик расстояния, исполнительные устройства и блок управления.

Датчик расстояния измеряет скорость и расстояние относительно автомобиля идущего впереди. Если посмотреть более детально, то в качестве датчика расстояния используют лидары или радары.

В основе лидара используется лазерный инфракрасный луч. Лазерный датчик намного дешевле радарных датчиков, но и по качеству выполнения функций хуже. Из-за погодных условий показатели с лидара могут быть недостоверными, поэтому на машинах премиум-класса в системах ACC используют радарные датчики.

Радар датчик в отличии от лидара излучает электромагнитные волны на идущий спереди объект, в обратную получая аналогичный сигнал, по принципу эха. Скорость впереди едущей машины оценивается по частоте отражения волн, а расстояние по времени за которое возвращается сигнал к датчику. В результате данные преобразуются в электронные данные и передаются на блок управления.

Как правило датчик расстояния устанавливают на самой передней точке, зачастую это бампер или решетка радиатора. Обычно максимальный радиус действия такого датчика около 200 метров прямой видимости.

В последних разработках адаптивного-круиз-контроля используют два датчика, первый для длинных дистанций, второй для коротких дистанций. Короткий диапазон обеспечивает движение автомобиля вплоть до полной его остановки. Длинный диапазон работает до 30 км/час. Это значительно расширяет возможности системы и дает возможность использовать систему на разных скоростях движения, даже в городском цикле.

При небольшой скорости, а часто это бывает в пробках, водителю остается только крутить рулем, а педалями тормоза и газа система будет управлять самостоятельно, тем самым поможет избежать неожиданного столкновения.

Блок управления рассчитан на прием и обработку данных с датчиков и других дополнительных систем, которые помогают определить:

  • радиус кривой;
  • угол поворота руля;
  • скорость вашего автомобиля;
  • боковое ускорение;
  • дистанцию и скорость впереди идущей машины.

Благодаря программному обеспечению в блоке управления сравниваются полученные данные с заданными. На основе полученного результата формируются данные для управления и сигналы бортовому компьютеру, который сменит скорость или притормозит автомобиль.

Одним словом, адаптивный круиз-контроль это не определенный механизм, а совокупность датчиков и других механизмов, взаимодействие которых между собой приводит к ожидаемому результату.

Как работает адаптивный круиз-контроль

Обычный адаптивный круиз-контроль способен работать при скорости от 30 до 180 км/час, а более продвинутый от 0 до 210 км/час. Выделяют особый режим Stop and Go, который позволяет в городском цикле или плотном движении ехать притормаживая или ускоряясь.

Главной целью адаптивного круиз-контроля является поддержание постоянной скорости, замедления движения автомобиля или его ускорение. В случае, когда спереди отсутствует автомобиль, система поддерживает заданную водителем скорость. Если же автомобиль перестраивается или притормаживает, при ускорении система доведет до ранее заданной скорости.

Для лучшей работы адаптивного круиз-контроля могут дополнительно установить систему навигации GPS, систему экстренного торможения и другие вспомогательные системы. По сути ACC это основная система для автономного управления автомобилем.

Стоимость комплекса оборудования

Если говорить о стоимости адаптивного круиз-контроля, то многое будет зависеть от марки и модели автомобиля. Как пример для автомобилей марки BMW стоимость ACC обойдется порядка 130-150 тыс. рублей (без учета проводки и монитора в салоне).

Бывший в употреблении комплект, в среднем обойдется 1200 евро, но уже с полным набором, но и то нет гарантий, что данный вариант будет на 100% работать как родной. Ведь для его настройки нужно немало сил и знаний. Сам же радар стоит не дорого, пару тысяч рублей, а самым дорогим можно считать блок управления.

Удовольствие не с дешевых, но при покупке нового автомобиля не будет лишним доукомплектовать его такой системой, так как простояв несколько раз в пробке или проехав длинный путь поймете насколько удобным и полезным является адаптивный круиз-контроль.

Видео принципа работы адаптивного круиз-контроля:


Адаптивный круиз контроль: что это и как работает

Подбирая авто в салоне или просматривая перечень серийно устанавливаемых и опциональных систем на сайте производителя, вы могли заметить такой термин как «адаптивный круиз-контроль». Данная функция начала появляться на автомобилях недавно, поэтому ее значения знают далеко не все автолюбители. Поэтому, в данной статье мы расскажем о том, что такое адаптивный круиз-контроль в машине, как он работает, зачем вообще он нужен?

Что такое адаптивный круиз контроль?

Круиз-контроль – дополнительная система автомобиля, основная задача которой – поддержание установленной скорости движения. Она бывает полезной при продолжительных поездках по загородным трассам, но в городе использовать ее трудно, так как нужно постоянно сбавлять скорость, останавливаться и потом снова разгоняться. Для решения этой проблемы был разработан адаптивный круиз-контроль (или ACC — adaptive cruise control).

Адаптивный круиз-контроль — это улучшенная система круиз-контроля, которая не только автоматически поддерживает скорость движения, но и соблюдает безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, адаптируясь под текущую ситуацию на дороге.

Первые, ещё неактивные системы круиз-контроля начали устанавливаться в 70-е годы прошлого века, а исследования в данной области стартовали 30-ю годами ранее. Конечно, родоначальником ещё механических систем, где обычный стальной тросик был напрямую связан с карбюратором, стала Северная Америка. Изначально круиз-контроль позиционировался как предмет роскоши: даже для топовых комплектаций самых дорогих, роскошных моделей предлагался исключительно как опция. Или – как главная «фишка» при анонсе новинки. Но с прогрессом данная система быстро стала электронной, а во многом благодаря компании Bosch перебралась через океан, где начала внедряться на любые, не только легковые авто.

Адаптивный круиз-контроль появился гораздо позже, на рубеже веков. В отличие от неактивной системы, которая только поддерживает заданную скорость движения, система адаптивного круиз-контроля:

  • ускоряет автомобиль до заданного значения;
  • замедляет его, вплоть до полной остановки;
  • наконец, удерживает заданную скорость, обеспечивая не только комфорт в длительных поездках, но и значительно, на 10% и более сокращая расход топлива.

Хотя до полностью автономного от водителя движения, когда автомобиль сам не только тормозит/ускоряется, но и поворачивает, перестраивается из ряда в ряд, ему далеко.

Как устроен адаптивный круиз-контроль

Сама система – простая, понятная, состоит из всего трёх узлов:

  • Фронтальные датчики, расположенные в переднем бампере, реже – за фальшрешёткой радиатора. Это – «глаза» круиз-контроля, поэтому должны быть чистыми от грязи и снега. В противном случае эффективность системы будет стремиться к нулю.
  • Дополнительные датчики, отслеживающие едет ли автомобиль по прямой, в горку или с неё, на какой угол отклонено рулевое колесо, контролирующие включенную в КПП передачу, даже информацию с дорожной разметки и придорожных знаков.
  • Электронный блок управления, «мозг» адаптивного круиз-контроля. Это – основа системы, от которой зависит не только качество функционирования, но и работа вообще. Он анализирует поступающую информацию, давая команды:
    • системе подачи топлива изменить угол наклона дроссельной заслонки;
    • тормозному контуру увеличить или, наоборот, ослабить силу прижатия тормозных колодок к дискам.

Важно: смежные системы, например, ABS или ESP должны быть исправными, в противном случае круиз-контроль просто не включится.

Как работает адаптивный круиз-контроль

Опять же, ничего сложного:

  • собирается вся информация с основных и второстепенных датчиков;
  • блок управления в режиме реального времени непрерывно её анализирует;
  • в зависимости от заданной водителем скорости и ситуации на дороге – пустая, прямая трасса или, наоборот, впереди идущее авто притормаживает/перестраивается, даёт команду на ускорение или, наоборот, замедление. При этом «продвинутые» системы могут тормозить двигателем или уменьшать его мощность путём кратковременного обеднения воздушно-топливной смеси.

Адаптивный круиз-контроль прежних поколений работает диапазоне от 30 до 160 км/час. Тогда как новые версии имеют расширенную «вилку» от 0 до 200 километров в час. Она будет одинаково удобна как в городской «тянучке» – нет необходимости постоянно подгазовывать/притормаживать, так и на автобане. Выставьте желаемую скорость, и можно убрать ногу с педали газа.

Читайте также: Что такое климат контроль в автомобиле и чем он отличается от кондиционера и печки.

Как пользоваться адаптивным круиз-контролем

Исполнение управлением адаптивным круиз-контролем может отличаться от модели к модели. Но сам принцип остаётся неизменным: это могут быть как отдельный блок на рулевом колесе, так дополнительный подрулевой многофункциональный рычажок. Обычно это:

  • Включение/выключение системы: нередко это одна и та же клавиша. Хотя отключить адаптивный круиз-контроль можно прикосновением к педали тормоза или, напротив, резким ускорением.
  • Кнопка SET, переводящая в режим настройки: ею будете пользоваться редко.
  • Ползунок, лепестки, качелька вверх/вниз, позволяющие задать желаемую скорость.
  • Клавиша RESUME, восстанавливающая прежние значения.

Это лишь базовые настройки – возможности управления, набора скорости/торможения могут быть гораздо шире.

Читайте также: Что такое центральный замок и как он работает.

Видео на тему




Как работает адаптивный круиз-контроль?

  • Как работает адаптивный круиз-контроль?
  • Функции адаптивного круиз-контроля
  • Назначение адаптивного круиз-контроля
  • Принцип работы адаптивного круиз-контроля

Адаптивный круиз-контроль – это следующий эволюционный этап развития ставшего уже привычным круиз-контроля. Основное его отличие заключается в способности отслеживать дорожную обстановку и корректировать скорость движения транспортного средства в зависимости от того, насколько быстро движется впереди идущая машина.

Данное средство в традиционном его варианте было и остаётся удобством для автолюбителя, которое экономит силы в дороге. Адаптивный круиз-контроль обеспечивает слежение за безопасностью, часто перепроверяя дистанцию до идущего впереди транспортного средства, а также удерживая автомобиль на постоянном расстоянии.

Функции адаптивного круиз-контроля

Усовершенствованная модель круиз-контроля выгодно отличается от своего предшественника, способного только автоматически поддерживать скорость, заданную водителем. Адаптивный круиз-контроль может изменять её в ту или иную сторону, наблюдая за дорожной ситуацией. Проще говоря, он способен поддерживать не только постоянную скорость, но и менять её в зависимости от дорожной ситуации.

Назначение адаптивного круиз-контроля

Система управляет скоростью перемещения транспортного средства без вмешательства водителя. Система обозначается как AdaptiveCruiseControl или сокращённо аббревиатурой ACC. Данная система состоит из таких узлов:

Датчик расстояния нужен для того, чтобы определять скорость автомобиля, который идёт впереди, а также расстояние, оставшееся до него. В основе этого датчика лежит радар или лидар (устройство, использующее различные диапазоны электромагнитных излучений). Он монтируется на радиаторную решётку или автомобильный бампер. Его действие распространяется на расстояние в 150 метров.

Электронный блок управления производит расчёты скорости впереди идущего автомобиля и расстояние до него, считывая информацию с автомобильных датчиков и других систем. Также он определяет наиболее подходящую скорость своего транспортного средства, положение руля, радиус траектории движения и боковое ускорение. Далее происходит сравнение этих параметров с величинами, которые задают водитель и программа управления. По необходимости блок управления сигнализирует исполнительным устройствам, поддерживая номинальную скорость движения.

Система адаптивного круиз-контроля не оборудована собственными исполнительными устройствами. Чтобы воздействовать на исполнительные механизмы, ЭБУ сигнализирует блокам, управляющим системой курсовой устойчивости, электронной дроссельной заслонки и АКПП.

Принцип работы адаптивного круиз-контроля

Функционирование системы адаптивного круиз-контроля происходит в скоростном диапазоне от 30 до 180 км/ч. Но не отчаивайтесь, современные системы начинают работать уже с момента движения и до 200 км/ч. Также включена функция тормозного и пускового режима в условиях плотного дорожного трафика – функция StopandGo.

Система адаптивного круиз-контроля обеспечивает движение автомобиля в условиях постоянного ускорения, поддержания скорости и замедления. В отсутствие на дороге других водителей, система правильно поддерживает скорость, которую задал водитель. Ускоряясь или перестраиваясь впереди идущего автомобиля, разгон продолжается до заданной водителем скорости.

Замедляясь или перестраиваясь из соседнего ряда впереди идущего авто, происходит замедление транспортного средства до дистанции, которая задана водителем. Двигаясь на низкой скорости, замедление автомобиля достигается за счёт работы тормозной системы, на высокой же скорости – путём снижения мощности силового агрегата и тормозной системой, если, конечно, потребуется.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Устройство и принцип работы адаптивного круиз-контроля

Постоянно держать ногу на педали газа довольно неудобно во время длительных поездок. И если раньше поддерживать скорость движения без нажатия на педаль было невозможно, то по мере развития технологий удалось решить и эту проблему. Адаптивный круиз-контроль (АСС), устанавливаемый во многих современных автомобилях, способен поддерживать постоянную скорость даже в то время, когда нога водителя убрана с акселератора.

Что такое адаптивный круиз-контроль

В автомобильной промышленности система круиз-контроля была применена в середине ХХ века, когда в 1958 году концерн Chrysler представил миру первый круиз-контроль, созданный для транспортных средств. Спустя еще несколько лет – в 1965 году – принцип действия системы был пересмотрен компанией American Motors, которая создала механизм, наиболее близкий к современному.

Принцип действия адаптивного круиз-контроля

Adaptive Cruise Control (АСС) стал улучшенной версией классического круиз-контроля. Если обычная система может только автоматически поддерживать заданную скорость транспортного средства, то адаптивный круиз-контроль способен принимать решения, основываясь на данных дорожной обстановки. Например, система может снизить скорость движения машины, если возникает гипотетическая опасность столкновения с автомобилем, который едет впереди.

Создание АСС многие считают первым шагом на пути к полной автоматизации транспортных средств, которые в дальнейшем смогут обходиться без вмешательства водителя.

Элементы системы

Современная система АСС включает в себя три основных составляющих:

  1. Сенсорные датчики, определяющие расстояние до автомобиля, идущего впереди, а также его скорость. Радиус действия датчиков составляет от 40 до 200 метров, однако возможно применение устройств, имеющих иные диапазоны. Сенсоры крепятся на передней части транспортного средства (например, на бампере или решетке радиатора) и могут работать по принципу:
    • радара, излучающего ультразвуковые или электромагнитные волны;
    • лидара, основанного на инфракрасном излучении.
  2. Блок управления (процессор), считывающий информацию с датчиков и иных систем автомобиля. Полученные данные сверяются с параметрами, заданными водителем. В задачи процессора входит:
    • определение расстояния до едущего впереди автомобиля;
    • вычисление его скорости;
    • анализ полученной информации и сравнение показателей со скоростью движения вашего транспортного средства;
    • сравнение скорости движения с параметрами, заданными водителем;
    • расчет дальнейших действий (разгона или торможения).
  3. Оборудование, которое подает сигнал другим системам транспортного средства – системе курсовой устойчивости, АКПП, тормозным механизмам и т.д. Все они связаны с управляющим модулем.

Принцип управления системой

Включение и выключение адаптивного круиз-контроля регулируется водителем и осуществляется при помощи панели управления, которая чаще всего устанавливается на рулевом колесе.

  • Включить и выключить систему можно при помощи кнопок On и Off соответственно. Если же они отсутствуют, в качестве замены применяется кнопка Set, позволяющая ввести в действие круиз-контроль. Выключение системы происходит при нажатии педали тормоза или сцепления.
  • Задать параметры можно с помощью кнопки Set. После нажатия система фиксирует фактическую скорость и продолжает поддерживать ее во время движения. Воспользовавшись клавишами «+» или «-», водитель может увеличивать или снижать скорость на заданное значение при каждом нажатии.

Переключатель управления работой ACC

Адаптивный круиз-контроль начинает действовать на скорости не менее 30 км/ч. Бесперебойная работа возможно при движении не более 180 км/ч. Впрочем, отдельные модели премиум-сегмента способны работать с момента начала движения и до скорости 200 км/ч.

В каких автомобилях устанавливается ACC

Автопроизводители заботятся о максимальном комфорте водителя и пассажиров. Поэтому большинство автомобильных марок разработали свои собственные вариации системы АСС. Так, например, в машинах марки Mercedes система адаптивного круиз-контроля носит название Distronic Plus, у Toyota — Radar Cruise Control. Volkswagen, Honda и Audi используют название Adaptive Cruise Control. Однако, вне зависимости от вариантов наименования механизма, принцип его работы во всех случаях остается одинаковым.

Сегодня систему АСС можно встретить не только в машинах премиум-сегмента, но и в улучшенной комплектации автомобилей средней и бюджетной ценовой категории, таких как Ford Focus, Huyndai Solaris, Renault Duster, Mazda3, Opel Astra и других.

Индикация работы ACC на приборной панели BMW

Плюсы и минусы

Использование системы адаптивного круиз-контроля имеет не только очевидные плюсы, но и некоторые минусы. К преимуществам АСС относятся:

  • увеличение уровня безопасности водителя и пассажиров (система помогает избежать возникновения аварийных ситуаций и столкновения с впереди идущим автомобилем);
  • снижение нагрузки для водителя (автомобилист, уставший во время длительной поездки, сможет доверить регулировку скорости автоматической системе);
  • экономия топлива (автоматическое регулирование скорости не требует лишних нажатий на педаль тормоза).

К числу минусов адаптивного круиз-контроля относятся:

  • психологический фактор (работа автоматической системы может расслабить водителя, в результате чего снизится объективный контроль за дорожной ситуацией);
  • возможность технических неисправностей (ни один механизм не может быть полностью защищен от неполадок в работе, поэтому полностью доверять автоматике все же не стоит).

Автомобилисту важно учесть, что в условиях дождя или снегопада датчики на некоторых устройствах могут работать со сбоями. Поэтому водитель должен следить за дорожной обстановкой, чтобы вовремя отреагировать на возможное возникновение нештатной ситуации.

Адаптивный круиз-контроль станет отличным помощником в дальней дороге и позволит водителю немного отдохнуть, доверив управление скоростью автомобилю. Однако необходимо понимать, что в полной мере терять контроль за дорожной обстановкой недопустимо: даже самая надежная техника может дать сбой, поэтому водителю важно быть готовым в любой момент взять управление транспортным средством полностью в свои руки.

Lapines › Блог › Как работает система круиз-контроля.

Круиз-контроль представляет собой систему автоматического поддержания заданной скорости без участия водителя. Она поможет сделать долгий путь будет менее утомительным, для водителя по крайней мере, да и боль в колене, так часто приследующая нас при длительных поездках тоже отступит.

Круиз-контроль гораздо более распространен на американских автомобилях, в отличие от европейских, поскольку расстояния в Америке гораздо больше, да и дороги гораздо шире. Из-за того, что трафик постоянно растет, основные функции круиз-контроля становятся менее полезным, но вместо устаревших систем первого поколения, на смену приходят системы адаптационного круиз-контроля, которые позволят вашей машине следовать за автомобилем в переди, и постоянно регулировать скорость для поддержания безопасной дистанции. В этой статье мы расскажем, как работает обычный круиз-контроль, а так же немного осветим адаптивный.

Что делает система круиз-контроля.

На самом деле, она имеет множество функций помимо контроля за скоростью автомобиля. Например, система показанная на картинке ниже, может ускорять или замедлять автомобиль на 1 км/ч одним нажатием кнопки. Нажмите кнопку пять раз, и поедете на 5 км/ч быстрее. Есть также несколько важных функций безопасности — круиз-контроль отключится, как только вы нажмете на педаль тормоза, и он не будет включатся на скорости 40 км/ч.

Система изображенная ниже, имеет пять кнопок: On, Off, Set/Accel, Resume и Coast. Она также имеет и шестую «кнопку» — педаль тормоза, и если ваш автомобиль имеет ручную коробку передач, педаль также подключена к круиз-контролю.

Кнопки On/Off, как не сложно догадаться, включают/выключают систему. При нажатии на кнопку On ничего не происходит, просто автомобиль будет готов к тому, что вы нажемете другие кнопки в ближайшее время. Кнопка Off выключает систему, даже если та работает в данный момент. Некоторые круиз-контроли вообще не имеют этих кнопок. Они выключаются, когда водитель нажимает на тормоз, и включаются при нажатии Set.

При нажатии Set/Accel, автомобиль начинает поддерживать скорость, с которой вы движетесь в данный момент. Повторное нажатие начнет ускорение, на этом автомобиле, каждое нажатие кнопки будет ускорять машину на 1 км/ч.Если вы нажали тормоз, то в течении небольшого промежутка времени с этого момента, нажатие кнопки Resume вернет машину к тй скорости, с которой вы начали оттормаживаться.Нажатие Coast вызовет замедление автомобиля, точно так же, как если вы сняли вашу ногу с педали газа. На этой машине, нажав на кнопку один раз, вы замедлите ее на 1 км/ч. Педаль тормоза и педаль сцепления имеют переключатель, отключающий круиз-контроль. Так что вы можете выключить систему просто слегка нажав на тормоз или сцепление.

Ускорения и замедления с помощью системы круиз-контроля.

Система контролирует скорость вашего автомобиля так же, как и вы — с помощью регулировки дросселя. Но круиз-контроль контролирует дроссельный клапан с помощью пневмопривода, а не нажатием на педаль. Дроссельный клапан регулирует мощность и скорость двигателя, ограничивая количество воздуха, поступающего в двигатель.

На рисунке можно увидеть два тросика подключенных к шарниру перемещающему дроссельную заслонку. Один тросик идет к педали газа, и один к пневмоприводу. Если круиз-контроль включен, пневмопривод перемещает кабель подключенный к стержню, который регулирует дроссель; но также он тянет тросик, подключенный к педали газа — поэтому ваша педаль перемещается вверх и вниз, когда круиз-контроль работает.

Многие автомобили используют пневмоприводы, в которых вакуум нагнетается двигателем. Эти системы используют небольшой, электронно контролируемый клапан для регулирования вакуума в диафрагме. Практически так же, как и усилитель тормозов, который обеспечивает мощность вашей тормозной системы.

Мозг круиз-контроля представляет собой небольшой компьютер, который находится как правило, под капотом или за приборной панелью. Он подключается к дроссельному контролю, как мы уже узнали в предыдущем разделе, и к нескольким датчикам. На рисунке ниже показаны входы и выходы типичной системы круиз-контроля.

Хорошая система круиз-контроля быстро ускоряет машину до желаемой скорости, без ее превышения, а затем поддерживает с небольшим отклонением, независимо от того насколько загружен автомобиль, или насколько крутой склон встретился вам на пути. Контроль скорости осуществляется классическим применением теории системы управления. В круиз-контроле система контроля скорости автомобиля регулирует позицию дросселя, поэтому она нуждается в датчиках, которые сообщают ему скорость машины и положение дроссельной заслонки. Она также должна отслеживать нажатие кнопок и педалей управления, чтобы получать данные о том, какая требуемая скорость и когда отключаться. Наиболее важным фактором является скорость сигнала, ведь круиз-контролю надо успеть сделать с этим сигналом многое. Давайте начнем с одной из самых основных систем контроля — пропорциональный контроль.

При пропорциональной системе контроля, круиз-контроль регулирует дроссель пропорционально ошибке, ошибке в разнице между желаемой скоростью и фактической скоростью. Таким образом, если круиз-контроль установлен на уровне 60 км/ч, а автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч, дроссель будет открыт довольно широко. Когда автомобиль достигнет 55 км/ч, дроссельная заслонка будет открыта гораздо меньше, чем раньше. Результатом является то, что чем ближе автомобиль к требуемой скорости, тем медленнее он разгоняется. Кроме того, если вы были на достаточно крутом холме, автомобиль может вообще не разгоняться.

Большинство систем круиз-контроль используют системы управления, называющиеся пропорционально-интегрально-производными (Proportional-Integral-Derivative — PID). Не волнуйтесь, вам не нужно знать высшую математику, чтобы понять объяснение — просто помните, что:

Интеграл от скорости — расстояние.

Производная от скорости — ускорение.

А PID система контроля использует эти три коэффицента — пропорциональный, интегральный и производный, расчитывает каждый по отдельности и складывает их, чтобы получить положение дроссельной заслонки.

Мы уже обсудили пропорциональный коэффицент. Интегральный коэффициент основан на временном интеграле от ошибки скорости транспортного средства. Перевод: разница между расстоянием, которое ваш автомобиль действительно прошел, и расстоянием, которое он мог бы пройти, если бы движение происходило с требуемой скоростью, рассчитанная за определенный период времени. Этот коэффицент отвечает за ускорение автомобиля в гору, а также помогает ему достичь необходимой скорости, и остаться на ней. Допустим, ваш автомобиль начинает подниматься на холм, и замедляется. Пропорциональная система приоткрывает дроссельную заслонку немного больше, но вы все еще может замедляться. Через некоторое время, интегральный контроль начнет открывать дроссельную заслонку, все больше и больше, потому что чем дольше машина двиигается медленне требуемой скорости, тем большую ошибку расстояния получает система.

Теперь давайте добавим заключительный коэффицент, производный. Помните, что производная от скорости — это ускорение. Этот коэффицент помогает круиз-контролю быстро реагировать на изменения дорожной обстановки, как например холмы. Если автомобиль начинает замедляться, круиз контроль видит это ускорение (замедление это отрицательное ускорение, ну а ускорение — это положительное ускорение, уж простите за тавтологию), и до того, как скорость может сильно измениться, реагирует открытием дроссельной заслонки.

Это система, которая может автоматически настроить скорость автомобиля для поддержания безопасного расстояния до переди идущего транспортного средства. В ней используется радар, установленный за радиаторной решеткой, который постоянно посылая вперед сигнал, определяет по скорости его возвращения расстояние до автомобиля впереди, замедляется тот, или ускоряется.

Адаптивный круиз-контроль похож на обычный круиз-контроль тем, что он держит автомобиль на заранее установленной скорости. Однако, в отличие от обычного, эта система может автоматически настроить скорость в целях поддержания надлежащего расстояния между транспортными средствами в той же полосе движения. Это достигается с помощью радиолокационного датчика, цифрового сигнального процессора и продольных контроллеров. Если впереди идущий автомобиль замедляется, или, если другой объект обнаружен, то система посылает сигнал на двигатель и тормозную систему для замедления. Затем, когда дорога чиста, система будет повторно ускорять автомобиль до заданной скорости.

Радиолокационная система Autocruise, работающая на частоте 77-ГГц, производства компании TRW, имеет дальность действия до 150 метров, и работает на скорости движения транспортного средства, от 30 км/ч до 180 км/ч. Система Delphi, работающая на 76-ГГц, также может обнаруживать объекты на расстояниях до 150 метров, и работает на скорости от 32 км/ч.

На данный момент, адаптивный круиз-контроль это перспективная система, введенная во многих странах в Европе, и в настоящее время активно развивающаяся. Она так же расширяет возможности предупреждения столкновений, сигнализируя водителю посредством визуального и / или аудио-сигналов, что столкновение неизбежно, и торможение или уклонение необходимо. Так же система отлично работает в паре с системой экстренного торможения (Brake assist).

Адаптивный круиз контроль автомобиля

Ежегодно устройство автомобилей становится все сложнее и более совершенными. Сегодня даже недорогие бюджетные модели оснащены различными функциями, о которых раньше можно было только мечтать. Одной из них является адаптивный круиз контроль, который очень полезен автомобилистам.

Водители знают, насколько сложно ездить на большие расстояния. Может появится усталость, а вместе с тем работает заторможенность. При возникновении помех или препятствий на дороге, водитель, как правило, не успевает в таком состоянии отреагировать. Именно поэтому и придумали адаптивный круиз контроль (АСС).

Общее понятие и назначение системы

Попробуем разобраться, что такое система адаптивного круиз контроля и зачем она нужна водителям. Эта функция способна автоматически поддерживать определенную скорость автомобиля. Благодаря системе АСС долгие поездки станут не настолько утомительными, и автовладелец может немного расслабиться.

Адаптивная система отличается от обычной тем, что помогает водителю расслабиться, а также с помощью радара измерять расстояние до ближайшего авто. Таким образом, если дистанция будет уменьшаться, то блок подаст команду и снизит скорость.

В передней части машины устанавливают специальные датчики. Они бывают двух разновидностей:

  • Короткий диапазон. В этом случае дальность составляет около 150 метров и обеспечивает полную остановку авто.
  • Дальнее действие. Такие датчики более эффективные при езде за городом и могут снижать скорость до 30 км/час.

Оба вида датчиков можно использовать вместе, что позволяет добиться эффективности даже в постоянных городских пробках. То есть вам не нужно будет газовать и замедляться, ведь система сама примет верное решение.

Устройство АСС

Если рассматривать систему адаптивного контроля, то она состоит из следующих частей:

  1. Датчики расстояния на бампере с автоматическим распознаванием.
  2. Электронный блок.
  3. Считыватель информации – угол поворота, положение заслонки, скорость колес и другие.

Во время работы информация подается на электронный блок, обрабатывается и принимается соответствующее решение. Далее автомобиль ускоряется, снижается скорость или он останавливается.

Круиз с автоматическим контролем может быть адаптивный или пассивный. Пассивный предоставляет водителю несколько иные, ограниченные возможности. А вот адаптивный более «продвинутый» и современный.

Продуманная и качественная система управления заданной скоростью работает быстро и слаженно. Она соединен с основным дросселем с помощью сенсоров. Без рывков удерживает нужную скорость авто, независимо от уклонов или подъемов. Так работает обычный пассивный круиз контроль.

Панель управления системы

Управление системой АСС простое и легкое. На корпусе расположены кнопки On и Off, они включают и выключают функцию. При нажатии кнопки включения система перейдет в режим ожидания. Отмечу, что некоторые системы не имеют таких кнопок, в них есть только Set, которая включает функцию, а отключается она нажатием педали тормоза.

Coast дублирует педаль тормоза, то есть при нажатии этой кнопки машины станет замедляться. Тормоз и сцепление оснащены датчиками, которые отключают адаптивный контроль.

Дополнительные возможности

Стоит отметить различные дополнительные возможности системы круиз контроля. Помимо изучения дистанции между машинами, система может определять скорость автомобиля, который едет впереди.

Динамический контроль позволяет измерять путь движения автомобиля. Также происходит контролирование его положения на дороге, то есть фиксируется расположение машины относительно расстояния сзади.

Как пользоваться системой

Адаптивный круиз контроль управляется с помощью переключателя, установленного под рулем. Как же пользоваться системой? Легко и просто:

  1. Включаем систему адаптивного контроля.
  2. По мере движения, когда будет достигнута нужная скорость, она фиксируется в памяти и поддерживается.
  3. Параметры отображаются на приборной панели в виде индикаторов или пиктограмм.
  4. Скорость можно увеличивать или снижать переключателем. Благодаря продуманной до мелочей системе, можно задать безопасные условия для движения машины.

Недостатки системы

Адаптивный круиз контроль имеет некоторые недостатки, но они совершенно не влияют на работу и популярность этих систем среди покупателей.

  • Обзорность датчиков не очень большая, поэтому они не могут реагировать на автомобили, перекрывшие дорогу.
  • Датчики не способны резко переключаться с одного режима на другой, поэтому не могут определить, остановился ли автомобиль впереди или еще едет.
  • Работает система лучше при равномерном движении по дороге.

Таким образом, адаптивный круиз контроль является полезным устройством, но мастерство водителя при этом никто не отменял.

Контроль и уверенность на дороге

Хоть адаптивный круиз контроль и не является обязательным в автомобиле, но вносит незаменимый вклад для увеличения уровня безопасности при движении, обеспечивает дополнительный комфорт во время управления авто.

Популярными системами круиз контроля считаются следующие:

  • Preview Distance Control от Mitsubishi;
  • Radar Cruise Control от Toyota;
  • Distronic (Distronic Plus) от Mercedes-Benz;
  • Active Cruise Control от BMW;
  • Adaptive Cruise Control от Volkswagen, Audi, Honda.

Современные системы контроля могут подавать различные звуковые и визуальные сигналы при обнаружении опасности. Кроме того, они способны самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, уклоняться или экстремально тормозить при необходимости.

Адаптивный круиз-контроль, принцип работы

Мы находимся на перепутье. С одной стороны, мы прекрасно знаем, каково оно — управлять машиной и даже получаем от этого удовольствие. С другой — мы с нарастающим нетерпением ждем наступления эры автопилотов, которые перепишут все, что известно о мобильности. И выставят нас, самостоятельно руливших, полными чудаками в глазах потомков. Автопилоты буквально где-то за углом, хотя еще могут несколько задержаться с прибытием. Но один из главных (и самых полезных) элементов автономного вождения уже с нами и прекрасно работает.

Обычный круиз-контроль — не новость вот уже более полувека. Милое дело: задаешь машине нужную скорость, а та самостоятельно ее поддерживает, снимая с водителя массу забот. Но безупречно такой подход может работать только в одной ситуации: вы едете по абсолютно пустой дороге без единого светофора, населенного пункта и всего остального, что может повлиять на ваш темп. То есть, дело должно происходить где-то на Луне. Ведь стоит появиться на вашем пути кому-нибудь еще, кто едет с хоть немного другой скоростью, и магия рассыпается. Приходится давить на тормоз, корректировать заданный лимит — словом, вновь брать управление на себя.

Поэтому ленивые люди изобрели еще другой круиз-контроль. Адаптивный.

Принцип его работы отлично знаком всякому, кто хоть раз оказывался на машине в чужой стране или хотя бы в чужом городе. Чтобы не нарваться на штраф, ищем кого-нибудь из местных и пристраиваемся за ним: сколько едет, столько и можно. С адаптивным круиз-контролем — та же история. Он «цепляется» за едущую впереди машину и поддерживает постоянную дистанцию, которую задает водитель. «Спонсор» тормозит — замедляется и наш автомобиль. Разгоняется — набираем скорость и мы.

Но это живому человеку легко сказать: «Видишь тачку? Езжай в ее темпе». Автомобилю органы чувств заменяет дальномер, чаще всего реализованный на основе высокочастотного радара, хотя встречаются и лазерные, и даже оптические системы, когда машина разглядывает окружающую обстановку через камеры. В любом случае, главная задача электроники — определить наличие объекта впереди, узнать, какое до него расстояние, и выяснить скорость сближения или отдаления. На основании этих данных (и с учетом собственной скорости автомобиля) автоматика адаптивного круиз-контроля принимает решение: надавить на газ или на тормоз.

В итоге, пока впереди едет кто-то адекватный, мы можем вовсе убрать ноги с педалей и заниматься исключительно рулением. Это не только чертовски удобно, но и напрямую влияет на безопасность: чем меньше отвлекаешься на подобную рутину, тем больше сил экономишь и дольше сохраняешь бодрость. А бодрый водитель — это, при прочих равных, с большей вероятностью водитель целый и невредимый.

Окей, мы научили автомобиль самостоятельно поддерживать ту же скорость, что и машина впереди. А если там никого нет? Или если наш автомобиль как раз тот, на чью скорость ориентируется парень сзади? Тогда темп движения придется выбирать самостоятельно, как на машинах с простым круиз-контролем, или… тоже отдать эту задачу автоматике!

Сколько раз мы, зазевавшись, проскакивали знак ограничения скорости или незаметно для себя въезжали в населенный пункт? У любого водителя счет таких ошибок идет на десятки, а то и сотни. И каждая из них — потенциальная опасность. Даже не столько для кошелька, сколько для здоровья: собственного и окружающих. Но ведь если машина с адаптивным круиз-контролем будет знать, с какой скоростью можно ехать на конкретном участке дороги, то почему бы ей автоматически эту скорость и не поддерживать?

Как работает адаптивный круиз-контроль

Во многих современных автомобилях — как, например, в последних моделях концерна Jaguar Land Rover, при поддержке которого мы подготовили этот материал, — реализована система распознавания дорожных знаков. В ней используются и навигационные данные, и визуальная картинка, получаемая с камер. Вещь полезная даже сама по себе: вы всегда знаете, насколько быстро можете ехать — для этого достаточно посмотреть на информационный дисплей. И не гадать, к примеру, закончилась уже «населенка» или нет. А в сочетании с активным круиз-контролем это значит, что в абсолютном большинстве ситуаций вы можете вообще не беспокоиться о скоростном режиме: автомобиль все сделает сам — сбросит скорость в начале зоны действия скоростных ограничений или разгонится после знака «конец ограничений».

Наконец, в состав практически всех современных систем активного круиз-контроля входят функция автоматического аварийного торможения и так называемый «пробочный ассистент». Первая без стеснения ударит по тормозам, если обнаружится, что впереди возникла угроза столкновения, а водитель считает овец и никак эту угрозу избежать не пытается. А пробочный ассистент занимается именно тем, что следует из названия: самостоятельно разгоняется и тормозит в заторах, избавляя вас от неприятной рутины и риска обидных мелких аварий.

И это только начало: например, в исследовательском центре Jaguar Land Rover уже вовсю испытывается система «общения» между автомобилями, которая сделает круиз-контроль следующего поколения еще эффективнее. Если нынешние системы начинают замедление уже после того, как обнаружили сближение с другой машиной (то есть, с задержкой), то в ближайшем будущем одна машина просто будет сообщать другой: «Я торможу!». И вторая тотчас займется тем же самым.

Через некоторое время из таких кирпичиков инженеры обязательно соберут настоящую, полноценную систему автономного вождения. И инженеры из Jaguar Land Rover, например, вовсе не считают, что это навредит традиционным автомобильным ценностям. Наоборот: они уверены, что автопилоты нужны для того, чтобы брать на себя всю скучную езду и отдавать управление человеку тогда, когда ему действительно захочется порулить — на классном серпантине или, скажем, внедорожном участке. То же самое и со скоростью: зачем лишний раз жать на педали в пробках или на шоссе, если можно расслабить ноги и дать поработать автоматике? Ведь она уже прекрасно все умеет сама.

Адаптивный круиз-контроль: что это такое и как работает

Каждый автомобилист что-то слышал о системе адаптивного круиз-контроля. Что это такое, знает далеко не каждый. В целом система предоставляет собой следующий этап развития привычного круиз-контроля. Главное отличие адаптивного от традиционного в умении оценить обстановку на дороге и корректировать скорость автомобиля в зависимости от скорости движения впереди идущей машины.

Данная функция в традиционном варианте всегда была и есть одним из помощников для водителя. Она позволит не уставать и экономить силы в дальней дороге. Система адаптивного круиз-контроля перепроверяет дистанцию, а также поддерживает ее – это повышает безопасность движения.

Что это такое?

Основная задача данного помощника – это управление скоростью движения авто в зависимости от дорожной обстановки. Машина сама адаптируется к дорожным условиям. Среди наиболее известных систем можно выделить «Превью Дистанс Контроль» от «Митсубиши» и «Адаптив Круиз» от концерна «Фольксваген-Ауди». Существует и масса аналогов от других автогигантов.

Как устроена система

Рассмотрим подробнее адаптивный круиз-контроль. Что это, мы уже примерно знаем. Названная система состоит из нескольких сенсоров, а также управляющего модуля. Можно встретить и круиз, состоящий из сенсоров скорости, расстояния, управляющей системы и нескольких исполнительных устройств.

Радары и лидары

В конструкции круиз-контроля имеется сенсор расстояния. Данный элемент нужен для того, чтобы измерять параметры скорости и расстояния до автомобиля, который едет впереди. В качестве таких датчиков применяются радары или же лидары. Эти сенсоры излучают электромагнитные волны или инфракрасные лучи. Скорость машины, движущейся впереди, система оценивает в зависимости от того, как меняется частота отраженной электромагнитной волы. А расстояние вычисляется по тому, через сколько времени возвращался сигнал.

Лидары, в отличие от радаров, посылают не электромагнитные волны, а специальные инфракрасные лазерные лучи, но принцип их действия примерно такой же. Зато датчики для данных систем по стоимости значительно дешевле радарных. Однако изделие подвергается воздействию погоды, поэтому на современных машинах премиум-класса лидеров не найти. Здесь устанавливаются лишь радары.

Датчики для определения расстояний монтируются на переднем бампере и на радиаторной решетке автомобиля. Сенсор нормально действует в радиусе до 150 м.

В последних версиях круизов применены устройства для измерения расстояния, которые работают как в коротких, так и длинных диапазонах. Первые способны изменять скоростной режим вплоть до того, что машина полностью останавливается. Вторые, работающие в длинном диапазоне, замедляют автомобиль до 30 километров в час. Это позволяет расширить возможности помощника (например, применить круиз в пробке, где нужна маленькая скорость).

Блок управления

Данный блок получает информацию от сенсоров, а также от прочих систем в автомобиле. Он по данным сенсоров рассчитывает расстояние, а также скорость до машины, которая находится впереди.

Специальный программный комплекс проводит сравнение фактических данных с заданными водителем параметрами. Далее на основании полученной информации создается и отправляется управляющий сигнал на исполнительное оборудование. Хотя как такового исполнительного оборудования adaptive cruise-control не имеет. Здесь используются другие устройства, которые связны с управляющим модулем.

Как это работает?

Комплекс начинает выполнять свои функции от нуля километров в час и продолжает делать это до двухсот. Также большинство моделей описываемой системы умеет выполнять резкие аварийные торможения и стартовать в условиях плотного потока автомобилей.

Итак, адаптивный круиз-контроль – что это? Это система, способная обеспечить возможность перемещения машины с постоянной скоростью, а при необходимости, с замедлениями или ускорениями. Если на проезжей части отсутствуют другие авто, то машина будет двигаться с заданной водителем скоростью движения. Когда впереди идущее авто ускоряется или перестраивается, адаптивный круиз набирает скорость до заданной.

Если транспортное средство, что идет спереди, замедляется или перестраивается из ряда в ряд, то круиз замедляет машину до дистанции, заданной водителем.

На низких скоростях ТС замедляется за счет тормозной системы, на более высоких – за счет торможения двигателем, а также снижения мощности посредством уменьшения подачи воздуха.

Стоимость комплекса

Что такое круиз-контроль в автомобиле, теперь уже ясно. Это помощник для водителя, порой довольно эффективный. Но штатно эти системы устанавливаются далеко не на все модели авто. Если машина не оснащена такой системой, ее можно установить самостоятельно или на официальном дилере.

Что касается стоимости системы, то все зависит от марки автомобилей. Так, для моделей BMW такой комплекс может стоить от 100 до 150 тысяч рублей. При этом не учтена цена проводки и салонного монитора. Также сюда следует прибавить стоимость установки адаптивного круиз-контроля.

Подержанные комплекты могут обойтись в среднем по цене в 1 200 евро. Но здесь есть преимущество – комплект уже максимально полный. Хотя есть и подводные камни. Например, нет гарантии, что этот вариант будет функционировать, как штатный.

Для настройки системы нужно приложить много усилий, а также обладать особыми знаниями. Радар для системы стоит несколько тысяч рублей, самое дорогое в таких системах – это управляющий блок.

Как видно, описанная система — удовольствие дорогое, но покупая современную машину, будет совсем не лишним укомплектовать его подобным образом. Те, кто часто стоят в пробках или ездят на дальние расстояния, смогут оценить полезность данного оборудования.

Возможна ли установка своими руками

Процедура установки круиз-контроля достаточно сложная и потребует наличия определенных навыков и специального оборудования. Также нужно сказать, что система монтируется не на каждый автомобиль.

Потребуется оборудование для перепрошивки блока управления двигателя, а для этого нужна помощь программистов, которые знают, что такое круиз-контроль в автомобиле. Также потребуется переделка тормозной системы, замена блоков ABS и перепрошивка АКПП.

Могут возникнуть проблемы с работой системы. Не всегда с первого раза она запускается и работает так, как задумано. Случается, что никаких ошибок в работе нет, но система не хочет действовать. На некоторых моделях авто (в частности, VAG) может потребоваться установка второго блока управления двигателем.

Заключение

Даже если на машине отсутствует адаптивный круиз-контроль (что это, мы выясняли в данной статье), всегда можно установить его нештатно. Но лучше не делать это самому, потому что это высокотехнологичный комплекс. Если хочется пользоваться передовыми технологиями, то лучше довериться специалистам.

Ссылка на основную публикацию